0
9752
Газета Кино Печатная версия

26.10.2021 19:21:00

Юра Борисов прокатился в "Купе номер 6"

Один из лучших фильмов года – очень российский, хоть и снят финским режиссером

Тэги: кино, копродукция, юхо куосманен, купе


кино, копродукция, юхо куосманен, купе Дуэт Борисова и Хаарлы получился выдающимся. Кадр из фильма

Фильм Юхо Куосманена «Купе номер 6», созданный в копродукции Финляндии и России, Эстонии и Германии, должен был выйти в прокат в конце октября, однако премьеру пока из-за грядущего нового локдауна перенесли на неопределенный срок. Впрочем, дождаться определенно стоит, и в том, что картина выйдет на большие экраны, сомнений нет: она завоевала Гран-при Каннского фестиваля, была показана во внеконкурсной программе «Кинотавра», выдвинута в качестве претендента на оскаровскую номинацию от Финляндии. А еще в ней снялся Юра Борисов – и это одна из лучших его ролей за прошедший год.

Финская студентка Лора (Сейди Хаарла) садится в поезд Москва–Мурманск. За окном промозглое межсезонье и российское безвременье, в вагоне правит суровая и хмурая, как погода на улице, проводница (Юлия Ауг), в столице осталась Ирина (Динара Друкарова), у которой она снимала комнату, в которую влюбилась, как ей поначалу кажется, взаимно, и которая рассказала про таинственные северные наскальные рисунки – петроглифы, их-то и едет смотреть девушка. Ну а в шестом купе, согласно купленному билету, ее встречает попутчик Леха (Юра Борисов) – он едет в Мурманск на заработки, с ходу анекдотически напивается и достает идиотскими вопросами, навязываясь в собеседники и приятели, в общем, раздражает так, что хочется сойти на первой же остановке. А потом вдруг серость сменяется ослепительными снежными пейзажами, проводница оттаивает и, главное, оказывается, что никого лучше простого русского парня Лехи в этот момент в этом мире и нет.

Роуд-муви, залихватски начинающееся со спирта и вагона-ресторана, душного плацкарта, прокуренного тамбура и тесного туалета – всей этой узнаваемой и сомнительной поездной романтики, – как будто бы обещает то ли высокую драму, то ли острую комедию, то ли романтическую мелодраму, а оказывается чем-то совсем иным, тонким, настроенческим, незамысловатым, но вместе с тем трогательным, без жанра, но с абсолютно понятным и универсальным посылом.

Таким же прекрасным в своей простоте был и предыдущий фильм Куосманена «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», с которым он тоже завоевывал призы Канн и выдвигался на «Оскар» четыре года назад. Героиня «Купе номер 6», как и Олли Мяки, так же неосознанно с самого начала ищет пути отступления от вроде бы счастливого, но на поверку искусственно созданного бытия. Вместо спортивных состязаний, сулящих успех и признания, тут соревнования в интеллигентском остроумии среди праздно толпящихся в большой московской квартире профессоров и студентов – Лора на этом празднике жизни чужая, хоть и хочет вписаться, хоть и влюблена. Эта сцена в начале – лучшая иллюстрация одиночества, а становящиеся за время фильма притчей во языцех мурманские петроглифы – цель, к которой она бежит прочь от шумной, разъедающей изнутри тоски.

Леха – тот, кто не говорит, а делает, и этот образ смотрится почти идеальным, оттененный фальшивыми обещаниями, отговорками и даже подлостью некоторых других персонажей. По-другому несвободный, но такой же одинокий, комичный в своей народности, но вместе с тем глубокий, чувствующий, понимающий. Борисов, из-за обилия ролей довольно быстро застрявший в образе этакого бесспорного героя то одного, то другого времени, в зависимости от тематики картин, тут открывается как большой психологический, драматический актер с обширной палитрой в хорошем смысле приглушенных артистических красок, способный рассмешить и растрогать, вызвать отторжение и стать вдруг невероятно притягательным. А дуэт с финской актрисой Сейди Хаарлой и вовсе благодаря ее каким-то иным, все же нероссийским органике и способу существования в кадре получается выдающимся на химическом уровне.

Поезд – и вполне понятная метафора, и точка бифуркации для героев, находящих в итоге то, чего они и не думали, что ищут. И это не петроглифы, наличие или отсутствие которых в итоге не имеет никакого значения, а понимание того, что с этого момента ты уже никогда не будешь одинок, даже если в итоге останешься в одиночестве. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Одни из нас" выживают в грибном апокалипсисе

"Одни из нас" выживают в грибном апокалипсисе

Наталия Григорьева

Российский оператор Ксения Середа сняла сериал для HBO

0
1573
Пилот Джерард Батлер спасает самолет от "Крушения"

Пилот Джерард Батлер спасает самолет от "Крушения"

Наталия Григорьева

Фильм-катастрофа вопреки закону жанра превращается в боевик

0
2618
Куда уходит "Молодость"

Куда уходит "Молодость"

Наталия Григорьева

Якутский режиссер Дмитрий Давыдов снял экзистенциальную комедию о поисках утраченного времени

0
2816
О сериальных премьерах недели: «Фандорин. Азазель» и «Территория», второй сезон

О сериальных премьерах недели: «Фандорин. Азазель» и «Территория», второй сезон

Вера Цветкова

Что было бы, если бы Россия осталась монархией, и что делать, если ты застрял в междумирье

0
2752

Другие новости