0
1145
Газета СНГ Интернет-версия

26.04.2005 00:00:00

Нефтяные интриги Баку срежиссированы в США

Тэги: азербайджан, сша, манн, нефтепровод


Главный консультант Госдепартамента США по вопросам Евразии и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Стивен Манн завершает свой визит в Баку. Здесь он должен был обсуждать в основном вопросы сотрудничества в энергетической сфере. В столицу Азербайджана Стивен Манн прибыл из Кишинева, где принимал участие в заседании стран – участниц ГУУАМ, и прямо в аэропорту заявил журналистам, что главной целью его нынешнего визита является присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. После этого программа визита консультанта Госдепа держалась в строжайшем секрете. Сообщить что-либо по этому поводу не рискуют ни в администрации президента Азербайджана, ни в посольстве США в Баку. Стивен Манн провел переговоры с руководством Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), а вчера был принят президентом Ильхамом Алиевым. Причем эксперты сходятся во мнении, что Запад заинтересован в подключении Казахстана к этому проекту, поскольку в этом случае зависимость Астаны от Москвы заметно снизится, а влияние США в Каспийском регионе, наоборот, существенно возрастет.

Любопытно, что нынешний визит консультанта Госдепартамента США происходит в преддверии события, к которому Азербайджан шел без малого 10 лет. В Баку объявлено, что 25 мая состоится торжественная церемония начала заполнения трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан каспийской нефтью, добываемой международным консорциумом на месторождениях Чираг и Азери. Правда, нефть пока заполнит лишь часть азербайджанского участка основной экспортной трубы, поскольку в Грузии и на территории Турции строительные работы еще не завершены.

Впрочем, церемония первой обкатки трубы обещает быть пышной, и разделить эту радость с Ильхамом Алиевым уже собрался Михаил Саакашвили. Судя по всему, на мероприятие приедет и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. Об этом «НГ» сообщил источник в Госнефтекомпании Азербайджана, участвовавший на прошлой неделе в переговорах с делегацией нефтяников Казахстана. Целью встречи была доработка проекта межправительственного соглашения о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Как заявил журналистам президент ГНКАР Натик Алиев, «мы хотим к середине этого года выйти на подписание межправительственного соглашения, которое станет основой для заключения в дальнейшем транзитного и других соглашений».

Комментируя процесс завершения работы над проектом соглашения, политолог Алпай Ахмед сказал «НГ», что подключение Казахстана к БТД продиктовано политической и экономической необходимостью. Получив доступ к бакинской трубе, Астана тем самым пытается ослабить зависимость от Москвы. В этом заинтересованы как руководство Казахстана, так и страны Запада, в том числе США. Что же касается экономического аспекта, то сегодня преимущество БТД над другими маршрутами доставки углеводородов с каспийского шельфа на мировые рынки никто не ставит под сомнение. Известно, например, что представители британской компании BP, являющейся соучредителем российской компании ТНК–BP, намерены экспортировать нефть, добываемую в России, по БТД и использовать для этого трубопровод Новороссийск–Баку. А недавно азербайджанские периодические издания сообщили, что и «Сибнефть» заявила о намерении воспользоваться услугами БТД. Для этого может быть использован маршрут Новороссийск–Баку или нефть по железной дороге будет доставляться в терминал Баку–Сангачалы, а оттуда закачиваться в БТД. Правда, в ответ на вопрос «НГ», в пресс-службе «Сибнефти» не стали комментировать эти планы.

Ежегодно «Сибнефть» экспортирует с Черного моря 8 млн. тонн нефти. Однако из-за частых проблем в Босфорском проливе компания и ее партнеры несут значительный ущерб.

В то же время проект транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу БТД исходит из объемов запасов месторождения «Кашаган», запасы которого оцениваются в 10–13 млрд. баррелей. Как предполагается, уже в 2008 году на этом месторождении начнется добыча нефти. Создание необходимой системы и транспортировка нефти по БТД ожидается в 2010 году. Следует заметить, что основными экспортерами казахстанской нефти будут французская компания Total, американская Conoco Philips, японская INPEX и итальянская Eni, задействованные в проекте разработки «Кашаган». Если учесть, что эти же компании входят в спонсорскую группу трубопроводного консорциума BTC Co, то понятно их желание доставить свою нефть в порт Джейхан по собственной трубе.

Но для этого необходимо еще построить нефтепровод протяженностью 700 км в Казахстане, создать терминал, систему разгрузки-погрузки на азербайджанском берегу Каспия и сделать врезку в БТД. По предварительным оценкам экспертов, система Актау–Баку обойдется в 3 млрд. долл. Но даже при таких затратах экспортный тариф БТД для казахстанской нефти практически будет в пределах 32 долл. Именно столько тратит Казахстан на доставку нефти на Черное море. Однако выход по БТД в Средиземное море значительно сократит транспортные расходы и тем самым уменьшит себестоимость экспортируемой нефти.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
897
В Хакасии конструируют составную партию власти

В Хакасии конструируют составную партию власти

Дарья Гармоненко

Единоросс Сокол предлагает коммунистам выдвинуть в Госдуму кандидата от консенсуса

0
776
Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Правительству предлагают поднять налоги на жилье

Михаил Сергеев

Минфин надеется закрыть бюджетную дыру за счет самых богатых

0
1344
Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

Сроки поставок автозапчастей в РФ стали расти с декабря 2023 года

0
567

Другие новости