0
6574
Газета СНГ Печатная версия

05.04.2023 21:00:00

Центральная Азия пришла в движение

Таджикистан и Туркменистан взялись за улучшение отношений

Тэги: центральная азия, таджикистан, туркменистан, сотрудничество, газопровод, китай


центральная азия, таджикистан, туркменистан, сотрудничество, газопровод, китай Сердар Бердымухамедов собирается ехать к соседям с миром. Фото РИА Новости

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов посетит с двухдневным официальным визитом Таджикистан 10 апреля. С таджикским лидером Эмомали Рахмоном он обсудит расширение сотрудничества в сферах транспорта и грузоперевозок, создание промышленных предприятий и использование транспортных коридоров Туркменистана. Главы двух государств также обсудят вопросы, связанные с Афганистаном, и подготовку к V, юбилейной, Консультационной встрече глав государств Центральной Азии, которая пройдет 14–15 сентября в Душанбе.

Накануне визита Сердара Бердымухамедова в Душанбе пройдет первое заседание Делового совета, а также бизнес-форум предпринимателей двух стран. Для участия в мероприятии из Туркменистана приедет представительная делегация с конкретными экономическими проектами. Ожидается, что визит туркменского президента станет прорывным.

«Предстоящий визит Сердара Бердымухамедова в Таджикистан в первую очередь призван нормализовать отношения между странами, даже больше – отношения между правящими кланами, что для Востока является принципиальным, и перевернуть окончательно страницу испорченных отношений», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков.

Напомним, что «история испорченных отношений» начиналась в 2013 году с подписания договора о строительстве железной дороги Туркменистан–Афганистан–Таджикистан (ТАТ). С этой инициативой выступил Эмомали Рахмон, чтобы обойти Узбекистан, первый президент которого, Ислам Каримов, загнал Таджикистан в транспортную блокаду ради предотвращения строительства Рогунской ГЭС. По мнению Каримова, гидросооружение могло стать угрозой для водохозяйственного комплекса региона. Железная дорога должна пройти через Афганистан, в обход Узбекистана с юга. Туркменистан сразу приступил к строительству, доведя магистраль до Афганистана, где начал строительство логистической инфраструктуры.

После смерти Ислама Каримова таджикские власти отказались от реализации этого проекта. При этом, как отметил Айтаков, отказ от участия в проекте прозвучал в оскорбительной форме, особенно с учетом традиций Востока. Посол Таджикистана в Узбекистане в сентябре 2018 года публично сообщил об отказе от работ по проекту ТАТ, обосновав этот шаг «потеплением отношений между странами» (Узбекистаном и Таджикистаном. – «НГ»), подразумевая смену вектора политики нового президента Шавката Мирзиёева и отмену фактической транспортной блокады со стороны Узбекистана. Туркменский МИД выразил таджикской стороне «недоумение», а все межгосударственные отношения вошли в глубокое пике. Дело дошло до фактического запрета таджикским дальнобойщикам следовать через территорию Туркменистана, что намного увеличило транспортное плечо доставки грузов через Россию и Казахстан.

71-5-6480.jpg
В Душанбе готовы к встрече высокого
туркменского гостя.   
Фото с сайта www.dushanbe.tj
«Из клинча двусторонние отношения начали выходить в 2021 году, после визита Эмомали Рахмона в Туркменистан, но вопрос о строительстве ТАТ так и не был решен, из-за чего отношения между странами оставались прохладными. И сам визит даже под статусом государственного не устранил проблемы», – отметил Айтаков.

Пока Таджикистан и Туркменистан не урегулируют отношения, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который заключили Казахстан, Узбекистан и Киргизия по итогам IV Консультационной встречи в Чолпон-Ате в 2022 году, подписан не будет. Эта неурегулированность тормозит кооперацию, которую в 2017 году инициировал Ташкент при поддержке Астаны. Сегодня регион пришел в движение, не только политическое, но и экономическое. Как считает директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев, страны Центральной Азии проявляют готовность к диалогу и компромиссу, продвигают общие инициативы, находят решения по сложным вопросам. За пять лет объем взаимной торговли между ними увеличился на 50%. Это свидетельствует о продуктивности регионального сотрудничества. «Практика минувших лет показала, что при активном участии всех заинтересованных сторон региональная интеграция – это не какая-то политическая конъюнктура на злобу дня, а серьезная стратегия, рассчитанная на долгую перспективу», – отметил Эргашев. Не исключено, что на душанбинском саммите будет принята программа промышленной кооперации. Документ находится на стадии согласования. Кроме того, прорабатывается вопрос создания регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. По мнению эксперта, на предстоящем саммите в Душанбе «пятерка» обсудит и этот вопрос.

Второй, не менее, а может, и более важной темой визита туркменского президента, как считает эксперт Сердар Айтаков, является согласование позиций перед предстоящим в мае знаковым саммитом «Китай – Центральная Азия», на который китайская сторона возлагает большие надежды, анонсировав принципиально новый формат отношений, который официально будет предложен странам региона и который в настоящий момент усиленно прорабатывается в деталях. «Возможно, нормализация отношений между странами стала результатом дипломатических усилий именно китайской стороны, которая придает большое значение региональному сотрудничеству, а значит, любая конфронтация в регионе противоречит ее интересам», – полагает Айтаков.

По его словам, интересы у Китая вполне определенные. До сих пор окончательно не решен вопрос строительства линии D газопровода Туркменистан–Китай, которая должна пройти в том числе и через Таджикистан (подробнее см. «НГ» от 15.01.23). Наблюдатели связывают это не только с несогласованностью условий поставок газа в Китай между собственно Туркменистаном и Китаем, но и с неустраненными разногласиями между Душанбе и Ашхабадом. Более того, Китай приступил к практической реализации ряда проектов в соседнем Афганистане. Так, в непосредственной близости от границы Афганистана с Туркменистаном китайские компании начали добывать нефть и строить нефтеперерабатывающий завод для насыщения ГСМ внутреннего рынка северных провинций Афганистана, где в настоящий момент идет строительство крупного ирригационного канала Куш-Тепа, подводящего воду Амударьи в северные провинции Афганистана Балх, Фарьяб и Джаузджан с целью масштабного освоения территорий под нужды сельского хозяйства (см. «НГ» от 26.03.23). «Учитывая интерес Китая к полезным ископаемым Афганистана, все его миротворческие и посреднические усилия в регионе будут последовательны, настойчивы и убедительны», – подчеркнул Сердар Айтаков. 


Читайте также


Запад пытается прервать сближение РФ и Ирана

Запад пытается прервать сближение РФ и Ирана

Геннадий Петров

Избрание президента-реформатора не защитило Тегеран от новых ограничений

0
1032
Рогунская ГЭС в Таджикистане перестанет быть национальным проектом

Рогунская ГЭС в Таджикистане перестанет быть национальным проектом

Андрей Захватов

Ответственность за достройку гидроэлектростанции возьмут на себя кредиторы

0
1322
США играют на нервах китайцев и тайваньцев

США играют на нервах китайцев и тайваньцев

Владимир Скосырев

Байден не говорит однозначно, будет ли защищать остров

0
2847
Контакты ЦРУ с разведкой "Талибана"* опасны интересам России и Китая

Контакты ЦРУ с разведкой "Талибана"* опасны интересам России и Китая

Андрей Серенко

Представители американских спецслужб и запрещенной в РФ организации наладили сотрудничество в Дохе

0
2987

Другие новости