0
6215
Газета СНГ Печатная версия

05.04.2023 21:00:00

Центральная Азия пришла в движение

Таджикистан и Туркменистан взялись за улучшение отношений

Тэги: центральная азия, таджикистан, туркменистан, сотрудничество, газопровод, китай


центральная азия, таджикистан, туркменистан, сотрудничество, газопровод, китай Сердар Бердымухамедов собирается ехать к соседям с миром. Фото РИА Новости

Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов посетит с двухдневным официальным визитом Таджикистан 10 апреля. С таджикским лидером Эмомали Рахмоном он обсудит расширение сотрудничества в сферах транспорта и грузоперевозок, создание промышленных предприятий и использование транспортных коридоров Туркменистана. Главы двух государств также обсудят вопросы, связанные с Афганистаном, и подготовку к V, юбилейной, Консультационной встрече глав государств Центральной Азии, которая пройдет 14–15 сентября в Душанбе.

Накануне визита Сердара Бердымухамедова в Душанбе пройдет первое заседание Делового совета, а также бизнес-форум предпринимателей двух стран. Для участия в мероприятии из Туркменистана приедет представительная делегация с конкретными экономическими проектами. Ожидается, что визит туркменского президента станет прорывным.

«Предстоящий визит Сердара Бердымухамедова в Таджикистан в первую очередь призван нормализовать отношения между странами, даже больше – отношения между правящими кланами, что для Востока является принципиальным, и перевернуть окончательно страницу испорченных отношений», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков.

Напомним, что «история испорченных отношений» начиналась в 2013 году с подписания договора о строительстве железной дороги Туркменистан–Афганистан–Таджикистан (ТАТ). С этой инициативой выступил Эмомали Рахмон, чтобы обойти Узбекистан, первый президент которого, Ислам Каримов, загнал Таджикистан в транспортную блокаду ради предотвращения строительства Рогунской ГЭС. По мнению Каримова, гидросооружение могло стать угрозой для водохозяйственного комплекса региона. Железная дорога должна пройти через Афганистан, в обход Узбекистана с юга. Туркменистан сразу приступил к строительству, доведя магистраль до Афганистана, где начал строительство логистической инфраструктуры.

После смерти Ислама Каримова таджикские власти отказались от реализации этого проекта. При этом, как отметил Айтаков, отказ от участия в проекте прозвучал в оскорбительной форме, особенно с учетом традиций Востока. Посол Таджикистана в Узбекистане в сентябре 2018 года публично сообщил об отказе от работ по проекту ТАТ, обосновав этот шаг «потеплением отношений между странами» (Узбекистаном и Таджикистаном. – «НГ»), подразумевая смену вектора политики нового президента Шавката Мирзиёева и отмену фактической транспортной блокады со стороны Узбекистана. Туркменский МИД выразил таджикской стороне «недоумение», а все межгосударственные отношения вошли в глубокое пике. Дело дошло до фактического запрета таджикским дальнобойщикам следовать через территорию Туркменистана, что намного увеличило транспортное плечо доставки грузов через Россию и Казахстан.

71-5-6480.jpg
В Душанбе готовы к встрече высокого
туркменского гостя.   
Фото с сайта www.dushanbe.tj
«Из клинча двусторонние отношения начали выходить в 2021 году, после визита Эмомали Рахмона в Туркменистан, но вопрос о строительстве ТАТ так и не был решен, из-за чего отношения между странами оставались прохладными. И сам визит даже под статусом государственного не устранил проблемы», – отметил Айтаков.

Пока Таджикистан и Туркменистан не урегулируют отношения, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который заключили Казахстан, Узбекистан и Киргизия по итогам IV Консультационной встречи в Чолпон-Ате в 2022 году, подписан не будет. Эта неурегулированность тормозит кооперацию, которую в 2017 году инициировал Ташкент при поддержке Астаны. Сегодня регион пришел в движение, не только политическое, но и экономическое. Как считает директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев, страны Центральной Азии проявляют готовность к диалогу и компромиссу, продвигают общие инициативы, находят решения по сложным вопросам. За пять лет объем взаимной торговли между ними увеличился на 50%. Это свидетельствует о продуктивности регионального сотрудничества. «Практика минувших лет показала, что при активном участии всех заинтересованных сторон региональная интеграция – это не какая-то политическая конъюнктура на злобу дня, а серьезная стратегия, рассчитанная на долгую перспективу», – отметил Эргашев. Не исключено, что на душанбинском саммите будет принята программа промышленной кооперации. Документ находится на стадии согласования. Кроме того, прорабатывается вопрос создания регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. По мнению эксперта, на предстоящем саммите в Душанбе «пятерка» обсудит и этот вопрос.

Второй, не менее, а может, и более важной темой визита туркменского президента, как считает эксперт Сердар Айтаков, является согласование позиций перед предстоящим в мае знаковым саммитом «Китай – Центральная Азия», на который китайская сторона возлагает большие надежды, анонсировав принципиально новый формат отношений, который официально будет предложен странам региона и который в настоящий момент усиленно прорабатывается в деталях. «Возможно, нормализация отношений между странами стала результатом дипломатических усилий именно китайской стороны, которая придает большое значение региональному сотрудничеству, а значит, любая конфронтация в регионе противоречит ее интересам», – полагает Айтаков.

По его словам, интересы у Китая вполне определенные. До сих пор окончательно не решен вопрос строительства линии D газопровода Туркменистан–Китай, которая должна пройти в том числе и через Таджикистан (подробнее см. «НГ» от 15.01.23). Наблюдатели связывают это не только с несогласованностью условий поставок газа в Китай между собственно Туркменистаном и Китаем, но и с неустраненными разногласиями между Душанбе и Ашхабадом. Более того, Китай приступил к практической реализации ряда проектов в соседнем Афганистане. Так, в непосредственной близости от границы Афганистана с Туркменистаном китайские компании начали добывать нефть и строить нефтеперерабатывающий завод для насыщения ГСМ внутреннего рынка северных провинций Афганистана, где в настоящий момент идет строительство крупного ирригационного канала Куш-Тепа, подводящего воду Амударьи в северные провинции Афганистана Балх, Фарьяб и Джаузджан с целью масштабного освоения территорий под нужды сельского хозяйства (см. «НГ» от 26.03.23). «Учитывая интерес Китая к полезным ископаемым Афганистана, все его миротворческие и посреднические усилия в регионе будут последовательны, настойчивы и убедительны», – подчеркнул Сердар Айтаков. 


Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
1162
США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

США вводят самые масштабные персональные санкции за сотрудничество с Россией

Геннадий Петров

Сотни компаний из Китая, Турции, ОАЭ и других стран попали в черные списки

0
1735
Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Владимир Скосырев

Обе страны хотят вступить в антикитайский пакт, но не урегулировали имеющиеся разногласия

0
1211
Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
2057

Другие новости