0
5119

13.08.2014 00:01:00

Вместо книги университетом становится Интернет

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».

Тэги: образование, модернизация, дистанционное образование, интернет


образование, модернизация, дистанционное образование, интернет Интернет-образование пока прижилось только в США. Фото Reuters

Недавно председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил о необходимости законодательного регулирования в сфере онлайн-образования. Обсуждение же темы в академических кругах неизменно сводится к спору о соотношении пользы и вреда образования, получаемого через Интернет. Некоторые ученые, включая западных экспертов, считают, что данный вид образования если и не прямая угроза для безопасности страны, то в некоторой степени та тема, которая требует пристального наблюдения за ее развитием.

Так, например, профессор Филипп Джордж Альтбах, директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском университете, уверен, что тема эта несомненно перспективная, но на сегодняшний день полностью оккупированная американцами. А значит, возникает опасность «панамериканизма» в развивающихся странах. Кстати, само это влияние не напоминает какое-либо насаждение. Процесс идет самым естественным образом. Ведь США на сегодняшний день практически единственная страна, которая широко начала применять интернет-образование на практике. Так что, считают эксперты, западная философия проникает в умы слушателей совершенно естественным и малозаметным образом.

Довольно четко организованная структура обучения по коротким программам позволяет пользователям-слушателям держать неоспоримое первенство в этой еще не освоенной нише. Так, портал, организованный выпускниками Стэнфордского университета, сегодня популярен у иностранцев. Количество курсов перевалило за 500, на изучение любого из них уходит шесть-семь недель самостоятельной работы. База домашних заданий не дает студентам расслабляться.

После прохождения курса у каждого есть выбор: удовлетвориться тем, что они открыли для себя что-то новое, или же получить сертификат о прохождении обучения. Разумеется, эта процедура не бесплатная, но цена, что называется, божеская – от 30 до 100 долл. за курс. Цена, за которую отечественным слушателям могут предоставить разве что редкие «домашние» курсы популярных «гуру». Американский же ресурс набирает курсы самые что ни на есть востребованные и самых престижных университетов, поэтому имеет ряд преимуществ перед остальными.

Опасность, как предупреждают эксперты, здесь в том, насколько сильным впоследствии окажется это самое иностранное влияние. Пока американская академическая культура превалирует. Плохо это или хорошо – не все эксперты видят в этом негатив, но тем не менее подмечают, что доминирование только одной системы и методологии мешает плюрализму мнений.

На самом деле все, что предлагает и реализует американский образовательный интернет-ресурс, для нас совсем не ново. Но проблема в том, что данную тему осваивали в России до последнего времени малоизвестные вузы и никому не известные группы людей. Второй момент заключается в том, что даже их деятельность не стала достоянием широкой общественности. Не имея заинтересованности в качестве продуманной системы мотивации и контроля, некоторые из этих пионеров скорее сыграли в развитии темы не положительную, а отрицательную роль.

Тема онлайн-образования не стала ведущей для известных российских вузов и поныне. Поэтому и отечественные интернет-ресурсы, если и появятся, то еще не скоро достигнут уровня американских коллег.

Впрочем, все мысли об «американском заговоре» пока разбиваются о практические дела. Три ведущих вуза РФ, включая Высшую школу экономики, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет, заключили недавно договор об использовании платформы Сoursera для продвижения собственных учебных курсов. И то, что власть заметила важность темы онлайн-образования, скорее всего не просто дань моде, а стремление предупредить возможный риск надвигающейся глобализации университетского образования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Андрей Мельников

Владимирская епархия против эсхатологии Венички Ерофеева

0
1289
Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Иван Родин

Для нового памятного дня депутаты взяли дату рождения Ключевского, а не Мединского

0
1034
Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Ольга Соловьева

Оживление в промышленности начнется только при снижении ставки ЦБ до 14%

0
1395
Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Михаил Сергеев

Отраслевые спады в регионах банкиры описывают как замедление экономической активности

0
1229

Другие новости