0
1917
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2000 00:00:00

Гений и злодейство

Тэги: Джезуальдо, Шнитке


"Джезуальдо" попал в Россию через пять лет после своей премьеры: Шнитке написал его в 1995 году по заказу Венской государственной оперы. Теперь за возможность концертного исполнения этого опуса в Москве посольство Германии в России заплатило круглую сумму, а дирижер Валерий Полянский, которому была доверена российская премьера, проделал впечатляющую работу с певцами и Государственной симфонической капеллой. Русский перевод либретто Рихарда Блетшахера добротно сделан Алексеем Париным.

Сюжет оперы основан на реальных исторических событиях - в 1594 году князь Венозы Джезуальдо, известный как композитор (один из титанов музыкального Возрождения), а также как архитектор, убил свою жену и ее любовника. Поскольку злодеяние было продиктовано тогдашними законами чести и морали, возмездия не последовало. Джезуальдо прожил еще двадцать лет в спокойствии и достатке в дружбе с Торквато Тассо, сочиняя гениальные мадригалы. Столь неоднозначная фигура в истории музыки не могла не вызвать интереса коллег Джезуальдо, интереса Шнитке - тем более. Кровавая история полностью противоречит пушкинской аксиоме о несовместимости "гения и злодейства". Зная только это, можно представить себе пышущую страстями историческую музыкальную драму, наподобие какой-нибудь вердиевской оперы, но с истинно шнитковским наполнением.

Ничего этого нет. Есть довольно затянутая притча, по своему воплощению напоминающая "черные фильмы" начала 40-х с их отталкивающим зловещим антуражем и беспросветностью. Шнитке, обычно привлекающий головокружительными контрастами и невероятными идеями, в "Джезуальдо" скуп, если не сказать - беден. Исторический колорит прописан минимально: хоровые эпизоды, стилизованные якобы под мадригалы Джезуальдо, обнаруживают руку русского мастера, наследника богатой отечественной церковной традиции. Поздний период творчества композитора узнается без труда - он с каким-то наркотическим упорством вызывает из глубины подсознания самые негативные, "черные" эмоции, превращающие произведение (будь то Седьмая и Восьмая симфонии или "Джезуальдо") в бесконечный морок. Убийства героев Шнитке никак не мотивирует, мораль, какая бы она скучная она ни была, отсутствует, и сюжет лишается всяких этических координат. Что можно сказать о мироощущении композитора, если его опера заканчивается сценой убийства маленького ребенка?

Помимо мироощущения композитора есть еще, однако, и реальный мир тех людей, которые должны исполнить его опус. Если оркестровая ткань, напоминающая громадное серое полотно с редким вкраплением других цветов, для воплощения не сложна, то вокальные партии просто-таки опасны для жизни певцов. Главных героев - Джезуальдо и его супругу Марию д"Авалос - Шнитке характеризует крайними, самыми напряженными вокальными регистрами. Исполнители - Олег Шагоцкий и Людмила Кузнецова - голосят, как деревенские плакальщицы, и каждую минуту рискуют окончательно и бесповоротно сорвать связки. Остальных героев Шнитке также не пощадил, и команда солистов с трудом добралась до финала. И все же первый шаг к "Джезуальдо" Шнитке сделан. Шаг следующий - сценическая постановка. Правда, потенциального зрителя этого беспросветного произведения представить себе пока невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2606
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2300
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1765
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1600

Другие новости