0
909
Газета Культура Интернет-версия

03.08.2001 00:00:00

Шоу-бизнес на ощупь

Тэги: ленинград, музыка


ЕЩЕ ГОД назад название "Ленинград" было известно только посвященным. К зиме оно уже светило с обложек модных журналов. С его помощью рекламировали концерты групп "3D" и "Север Комбо" - как проекты участников "Ленинграда". Им же припечатывали участника группы "Ножик Чупс" Игоря Вдовина и лидера "Netslov" Дэна Калашника: экс-"Ленинград".

Раньше у музыкантов все было просто и понятно: группы собирались, достигали своего звездного часа, пожинали плоды, распадались на проекты отдельных музыкантов и если и сходились потом, то только на "показательные" выступления. Иметь сольные проекты при живой и успешной группе - тенденция недавняя, связанная с новым витком развития шоу-бизнеса и неотделимого от него "искусства пиара". В последнее время даже в России появились агентства, специализирующиеся на раскрутке своих клиентов за счет их побочных проектов: музыкантов в качестве моделей, радиодиджеев как шоуменов и т.п.

Всем известно, что певица Мадонна снимается в кино, теннисистка Курникова рекламирует одежду, а участница Spice girls Джерри Холлиуэлл выступала сольно, еще когда коллектив был на пике популярности. В прошлом году в Москву приезжала группа Pizzicato Five - признанный символ лаундж-мьюзик во всем мире, а концерт предварялся диджейским миксом ее участника Кониши Ясухару. В этом году японец приехал на гастроли уже один в качестве диджея.

В России музыканты практикуют "левые" сольные проекты где-то с начала 90-х. Кто-то снимает кино, кто-то ведет телепрограмму. Но до последнего времени это воспринималось как хобби: с кем не бывает? Лучшие гитаристы и барабанщики всегда нарасхват и издавна играют одновременно в нескольких проектах. Однако и это выглядит скорее как "работа по совместительству".

Примерно год назад стали возникать примеры более вызывающие: Олег Костров и Олег Гитаркин без группы "Нож для фрау Мюллер", Олег Скрипка без "Воплей Вiдоплясова".

Группа "Ленинград" стала апофеозом этой тенденции: способная расслаиваться на множество разных проектов, она тем не менее не распадается, а, напротив, в любой момент готова собраться и продемонстрировать себя в полном составе.

Секрет - в удачном замысле. Когда-то Сергей Шнуров (Шнур) решил сделать проект, ориентированный не на радио и телевидение, а на клубы - чтобы не подвергаться цензуре и не стесняться в выражениях. "Видели когда-нибудь рекламный ролик героина? А сколько людей торчит!" - обосновывал он свой путь к популярности.

Твердо решив, что "можно все", Шнур вспомнил все свои любимые жанры. Они оказались "корневыми", низкими: блатной шансон с творчеством Аркадия Северного во главе, эстетика духовых оркестров и курортных танцплощадок, матерные частушки, польки и лезгинки, латинская танцевальная музыка. В ту пору все пытались искать "корни", начиналась мода на этно. Но за такие корни держаться никто не рисковал.

В текстах он тоже не стеснялся низких нот. Основные темы Шнурова неприхотливо будничны: дача, трава, бухло, бабы, блуд, "нас, наркоманов, никто не любит". Он позволил себе изъясняться на самом грубом лексическом уровне, простом, как мычание, - с одним приличным словом на строчку ("Все зае┘ало п┘ц нах┘й б┘ь"), обзывать слушателей "суками" ("Где ваши руки? Бейте в ладоши, суки!"), издеваться над идолами вроде Земфиры ("Ты искала меня ночами темными"). Правда, поначалу все это исполнял интеллигентный Игорь Вдовин, и группа была проектом для эстетов. Но Шнуров хотел не этого, поэтому забрал у Вдовина микрофон и стал - в соответствии с общей "низкой" стилистикой - орать в него свои произведения сам.

К тому времени, когда группа записала альбом "Мат без электричества", на радио крутили всего одну ее песню - самую приемлемую с точки зрения цензуры, но клубы уже не вмещали фанов, и Шнуров затеял сольный проект "3D" ("Три дебила"). Этот второй ход был не менее ловким, чем первый. Смирившись с приближением к масс-медиа и большим концертным площадкам, Шнуров решил играть с "Ленинградом" наиболее пристойные песни, а "3D" сделать прибежищем радикально-нецензурного.

Частые выступления Шнурова с "3D" высвободили большое количество "дудок" группы, и все эти тромбоны, трубы и тенор-саксофоны объединились в группу "Север Комбо". Ее лидером стал барабанщик "Ленинграда" Алексей Микшер, сошедшийся когда-то со Шнуром на почве любви к латинским мелодиям. После концертов группы он обычно диджеит, сводя пластинки с "южноамериканскими лезгинками" (как он называет предмет своей страсти). "Север Комбо" очень напоминает "Препинаков" - легкими текстами (про вечер в ожидание встречи и зиму, которая надоела) и общей установкой на танцы, но выглядит куда концептуальнее за счет строгих рамок, установленных понятием "латино". Чтобы подчеркнуть свое отличие от проектов Шнурова, "Север Комбо" исполняет песню из его "блатного" проекта - "Не со мной", полностью преображая ее аранжировкой в южноамериканском стиле. Этот же эффект различия на общем фоне - основной в сольном проекте баянистки Светы: она поет написанное Шнуровым, но от лица женщины с баяном.

Нецензурная непосредственность и этно были тем, что привлекало в "Ленинграде" его экс-гитариста Дэна Калашника. Он начал сотрудничество с группой с того, что сделал ей ремикс на песню "Страдаю" - растянув на всю композицию рефрен "Страдаю┘ Бухаю┘" После чего поступил в "Ленинград" играть на гитаре. Когда Шнур занялся вторым проектом, гитарист стал требоваться ему только по праздникам: если что, солист и сам справится со струнами. Так что Дэн из "Ленинграда" ушел, чтобы работать над своим этно-электронным проектом Netslov. Только что его группа выпустила диск и записала саундтреки к двум фильмам, премьеры которых намечены на эту осень.

Электронное этно, латино и шансон, на которые расслоился "Ленинград", составляют полную картину современной клубной музыки. Так получилось, что детище Шнурова за год превратилось в универсальный трансформер, части которого способны существовать самостоятельно, вместе и в самых разных комбинациях друг с другом. Будущее же самого "Ленинграда" полностью зависит от "погоды": это не тот коллектив, который способен со временем расти и изменяться, а конструкция, в которой каждая деталь сделана по правилам шоу-бизнеса, подразумевающего точное совпадение с ожиданиями определенного отрезка времени. Другое дело, что до этих правил Шнур дошел на ощупь, да и конца "ленинградского" сезона пока не предвидится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
265
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
344
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
288
Пять книг недели

Пять книг недели

0
139

Другие новости