0
723
Газета Культура Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Коммерческое искусство с берегов Темзы

Тэги: борн, театр, фестиваль


«Пьесу без слов», которую в рамках Чеховского театрального фестиваля можно увидеть на сцене Театра имени Моссовета, англичанин Мэтью Борн поставил по заказу Национального театра Великобритании. По словам режиссера, он решил воспользоваться этим предложением, чтобы «сделать что-то новое и экстраординарное. Поначалу слова «пьеса без слов» были больше описанием постановки, а потом они стали и названием».

Устроители фестиваля говорят, что «Пьеса без слов» – одно из самых дорогих удовольствий в нынешней афише. Может, поэтому – потому, что дорогую «игрушку» бессмысленно было привозить ради одного-единственного представления – «Пьесу без слов» играют почти неделю. Зал полон. Все билеты проданы. Аплодисменты начинают перебивать действие вскоре после начала, а в финале актеры, кажется, устают выходить на поклоны.

Сорок минут – первое действие, антракт и сорок минут – второе. Ни одного слова, если не считать нескольких реплик, которые вырываются из телеприемника. Только – движение, только – танец. Борн мгновенно запутывает зрителей, которые теряются, не зная, за чьими же передвижениями наблюдать: двое и трое актеров, одетых в одинаковую одежду, двигаются почти синхронно, с едва заметной разницей. А в это время справа выходят две или три актрисы в одинаковых светлых плащах с дорожными сумками, а слева – три героини в деловых костюмах. Можно начать философствовать: мол, кризис индивидуализма, восстание масс. Но – вовсе не обязательно. Можно просто получать удовольствие, наблюдая, как очевидные сходства и параллели не лишают танцовщиков индивидуальных черт, одинаковые рубашки, костюмы и свитера не делают одного тенью или копией другого. Движения всех – свободные, не ограниченные каким-то выделенным для них пятачком и – нисколько не мешают развитию чужих отношений. Налицо – то самое, которого у нас не встретишь, – техническое совершенство.

Ни одного драматического актера, только танцовщики, которые движениями рук и ног, но также – взглядами, жестами «тонкой настройки» рассказывают историю про слуг и господ, с настоящим, волнующим сюжетом – по мотивам когда-то популярного фильма «Слуга», тоже «их» фильма, с Дирком Богардом с главной роли.

Нам успели рассказать, что в «Пьесе без слов» заняты лучшие танцовщики Лондона, что спектакль уже много где побывал, а у себя на родине успел получить сразу несколько высших наград. Кажется, так и есть. Без видимых усилий, пота и крови, играючи, можно сказать, лондонский Вест-Энд, то есть «их» коммерческий театр в Москве прокладывает дорожку к сердцам даже самых взыскательных и требовательных театралов.

Говорят еще, что всю технику для спектакля везли из Лондона, так как в России такой просто нет. Но прежде всего поражает не техника (кстати: что же такого не нашлось у нас в России, до конца понять так и не удалось), вернее, техника, но другая – актерская, безошибочные движения, отсутствие какой бы то ни было небрежности, «грязи». Не качество света и звука (к слову, в спектакле занят небольшой живой оркестр), а «просто» актеры.

Лишний повод поговорить о том, что такое коммерческий театр у нас и у них. У них, например, в Нью-Йорке премию Тони, то есть самую что ни на есть бродвейскую награду, отдают драматургу Эдварду Олби, у нас проходящему по разряду интеллектуальной драмы (и только безумец возьмет Олби для какой-нибудь антрепризы!).

Судя по «Пьесе без слов», у нас коммерческого театра все еще нет. Во всяком случае, такого, как в Лондоне.

Одевание, раздевание, умывание, прогулка, стакан виски, выкуренная сигарета – простые события, быт, о который способна разбиться не только любовная лодка, но и самый театральный замысел, здесь, напротив, складываются в танцевально-демонический сюжет. Наконец, проститутки – те самые, которых, судя по недавней истории с «Детьми Розенталя», так боятся и недолюбливают наши парламентарии и без которых никак не обходится мировой театр┘

Все может стать поводом к танцу, все можно рассказать без слов – таков вывод Мэтью Борна. И уже самые первые минуты его спектакля не дают сомневаться в его правоте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


У вас много в душе богатства

У вас много в душе богатства

Ольга Камарго

Исполнилось 240 лет со дня рождения русской сказочницы Анны Зонтаг

0
800
Пять книг недели

Пять книг недели

0
405
Герой заячного отряда

Герой заячного отряда

Вячеслав Харченко

Истории о прошлом, настоящем, вельветовой рубашке и баре «Барабулька»

0
598
С Чеховым на дружеской ноге

С Чеховым на дружеской ноге

Андрей Мартынов

Мэтр, самопиарщик и прагматик Дмитрий Мережковский

0
277

Другие новости