0
2137
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2009 00:00:00

Совсем плохо

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Михаил Трухин и Светлана Колпакова в "Пиквикском клубе".
Фото Екатерины Цветковой

Во вторник очередной, девятый фестиваль искусств «Черешневый лес» открылся премьерой. В МХТ им. А.П.Чехова режиссер Евгений Писарев поставил спектакль «Пиквикский клуб». Несмотря на легкомысленный сюжет и буйство красок на сцене, после антракта в зале появились свободные места.

Премьера – конечно, не показатель успеха или неуспеха спектакля. Приглашенная премьерная публика бывает менее требовательна, однако купившие билеты реже уходят в антракте. Тем не менее: нынешняя премьера «Пиквикского клуба» вызвала у меня не проходившее буквально с первых минут и до самого финала (а спектакль идет долгие три часа) недоумение. И – грусть. Наверное, можно назвать увиденное провалом, если бы провал означал, например, разительное несоответствие между, например, ожиданиями и увиденным результатом. Или – несоответствие между литературной основой спектакля (в данном случае – это роман Чарльза Диккенса, инсценированный Натальей Венкстерн для Художественного театра, не для нынешнего – для давнего спектакля, который поставил в 1934 году Виктор Яковлевич Станицын). Но что такое провал сегодня, когда в ответ на любые вопросы, скажем так, художественного порядка, ссылаются на кассу? Не уверен, что на «Пиквикский клуб» будут ходить, лично я – никому не посоветую, но и обратной уверенности тоже нет.

Что же там такого плохого?

Декорация – замечательная. Везде пишут и говорят, что художник Зиновий Марголин выкатил на сцену двухэтажный красный лондонский автобус. Правду говорят. Зачем – непонятно, но такой автобус в спектакле есть. Костюмы (за них отвечает Леонид Алексеев) вызывают еще больше вопросов, но ведь на любой из них (про джинсы или спортивные трикотажные штаны) всегда найдется ответ: мол, художник увидел это так. И дела ему нет до того, что английские путешественники у Диккенса одевались иначе. Я не догматик, пусть одеваются как хотят, пусть хоть голыми на сцену выйдут, если только есть в этом хоть какой-то смысл. Мысли задней или передней, согласно которой сэр Пиквик в исполнении Александра Феклистова одет с большим или меньшим изяществом, а его товарищ по клубу Натаниэль Уинкль (Аркадий Киселев) – по-спортивному, с рюкзаком на плече, – такой ясной мысли в спектакле не прослеживается.

Зачем вообще театр взялся за этот сюжет о господине Пиквике и его друзьях, персонажах нелепых, забавных, попадающих в силу своей искренней наивности и прекраснодушия в дурацкие ситуации? Непонятно. Опасность, как бывает, приходит с неожиданной стороны. В данном случае в программке по какому-то, вероятно, тоже прекраснодушию допустили слова Виталия Виленкина, историка Художественного театра, который рассказывает про ТОТ «Пиквикский клуб», называет актеров, в нем игравших, и между прочим пишет, как хохотала публика. Наверное, было смешно. Сомневаться не приходится: через четверть века после премьеры сам Станицын записал этот спектакль на радио, и его можно услышать. Кторов, Массальский, Грибков, сам Станицын, Болдуман, Зуева...

Еще одна «подстава» – обращение к зрителям режиссера спектакля Евгения Писарева. Во-первых, из нее все-таки понятно, что режиссеру известно содержание романа. Во-вторых, он делится своим ощущением: «Пиквикский клуб», пишет он, прекрасен тем, что среди его героев хочется жить.

Глядя на сцену, так не думаешь.

Нынешняя премьера смущает каким-то снежным комом незнакомых, неведомых лиц. Даже в программке некоторых имен найти так и не удалось. Их не знаешь и, честно говоря, желания нет узнавать их имена: вряд ли когда-нибудь пригодится... Но кто эти люди? Где они учились? Как оказались в Художественном театре? Видно, что вся происходящая на сцене беготня из угла в угол, суета и кутерьма входила в условия игры. Тем хуже. Тем жальче.

Зачем зритель приходит в театр? Чтобы найти, например, пространство для сопереживания. Чтобы история была интересная... На красивых актрис посмотреть... В «Пиквикском клубе» красивые молоденькие актрисы есть, но и это не радует. А ведь среди многих незнакомых встречаются и узнаваемые лица хороших актеров. Александр Феклистов, Стас Дужников, Михаил Трухин, Сергей Беляев, Юрий Чурсин... Хорошо играет только Трухин, тут не скажешь, что плохо. А про Феклистова, при всем уважении к его таланту, уму и прежним заслугам, добрых слов почти не подберешь. Так что в сухом остатке – Трухин да две песни «Битлз», одну крутят в начале, другую – в конце спектакля.

И вот что еще мучило меня, пока шел спектакль. А что «Конек-Горбунок», который тот же Писарев и поставил? И каждый раз я отвечал на этот вопрос однозначно: «Горбунок» все равно очень был хороший и Писарев поставил замечательный спектакль. А «Пиквикский клуб» – совсем не хороший. А почему так – не знаю. Может, времени не хватило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
294
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1700
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
2104
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2717

Другие новости