0
1442
Газета Культура Интернет-версия

23.07.2009 00:00:00

Екатерина прикольная

Тэги: премьера, театр, екатерина


премьера, театр, екатерина Костюмированные развлечения в доме Романовых, по версии Бертмана и Тухманова. Сцена из спектакля "Царица".
Фото Сергея Коваленко

Автором идеи проекта выступил мэтр российской эстрады Лев Лещенко. Постановка режиссера Дмитрия Бертмана в сценографии и костюмах Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой показала, что на персонажей русской истории легче всего смотреть, когда они похожи на танцующих и поющих восковых кукол в ярких нарядах.

Наивно было бы ждать от автора таких хитов, как «Последняя электричка», «Мой адрес – Советский Союз», «Аист на крыше» и многих других песен, каких-либо откровений в духе глубокомысленной академической традиции. Поэтому те, кто пришел на «Царицу» Тухманова без особых предубеждений, получил то, что должен был получить, – оперу-мюзикл, местами смахивающую на оперетту. Иллюзии высокого штиля развеивала еще до спектакля и фамилия режиссера Дмитрия Бертмана, которому в последнее время везет с конъюнктурными историческими сюжетами, как, например, в случае с оперой «Распутин» Джея Риза. Лакомый сувенирный период отечественной истории – падение дома Романовых – Бертман использовал там по назначению, оформив его в экспортный блокбастер с элементами порнографии. В «Царице» порнография в распутинском смысле фактически отсутствовала – никаких «людей в голом» на сцене не было. Если что-то похожее на порнографию режиссер и хотел изобразить, то всегда прикрывал это незамысловатой символической игрой жестов – со скидкой на куртуазное время. К примеру, в сцене интимного общения Екатерины и князя Потемкина, спрятавшихся от зрителя за спинкой дивана, движения соответствующего акта были показаны через ритмичное вращение ручки «волшебного фонаря» – кинопроектора XVIII века. В другой сцене Екатерины уже немолодой с юным и могучим «скакуном» Платоном Зубовым на тот же акт был дан прозрачный намек, когда полуобнаженному юноше в халате и алых бархатных бриджах сладострастная императрица надела на вытянутый указательный палец перстень. Случившееся тут же было сопровождено недвусмысленной конвульсией на лице Екатерины. Одним из лейтмотивных был и фирменный жест Майкла Джексона – движение тазом вперед-назад у гвардейцев и толпы народа. Вся эта физика была призвана показать, вероятно, ненасытную плотоядную сущность русской царицы, которая свою власть, а также внутри- и внешнеполитические отношения цементировала сексом. О недюжинном интеллектуальном ресурсе Екатерины в опере не было ни слова. За время спектакля графа Орлова она сменила на князя Потемкина, а Потемкина – на корнета Зубова. До жеребца, с коим будто бы грешила героиня оперы, к счастью, не дошло. Хотя либретто Юрия Ряшенцева и Галины Полиди и без того оказалось серией анекдотов из жизни Екатерины Великой, упакованных в декорации Большого Тронного зала Царскосельского дворца. Авторы, конечно, пытались изобразить историю неординарной женщины на фоне меняющегося времени, но у них все так или иначе сводилось к балаганному осмеянию. В первом действии смеялись над перестроениями солдатиков и народа в ватных телогрейках и ватных же кокошниках, представлявших по замыслу хореографа-постановщика Эдвальда Смирнова танцевальные па в духе подготовительной группы балета «Тодес». Позже улыбаться вынуждали уже главные герои, сводившие свои переживания к милым опереточным куплетам. Вообще лоскутное одеяло оперной партитуры оказалось кроссвордом, в котором надо было угадать, какую музыку знает композитор. К радости меломанов простор для воображения здесь был широкий: от советских музыкальных фильмов и песен из фильмов-сказок, от «По диким степям Забайкалья» и неаполитанского шлягера O sole mio – до Кальмана с Легаром и Штраусом, Римского-Корсакова, Рахманинова и даже Густава Малера. Слышалось и «Лебединое озеро». Глубина и богатство ассоциаций зависели от эрудированности слушателей. Наметилось несколько потенциальных хитов, среди которых одним из лидеров могла бы стать хоровая песня «Фаворит, фаворит», по ритму похожая на «Соловей, соловей – пташечка». По-малеровски проникновенной получилась выходная ария-песня Екатерины, спетая на немецком. Нет сомнений, что фантазия композитора активно работала и тогда, когда сочинялась музыка для такого экзотического «фрукта», как шведский король Густав IV, партию которого исполнил Олег Рябец – обладатель мужского сопрано. Сцена Екатерины с Густавом, после неудачных переговоров с которым царица оказалась сломлена, в результате вышла самой драматичной, самой оперной и эстетически «объемной». Озвучивали это музыкальное великолепие солисты «Геликон-оперы» в сопровождении не всегда стройного оркестра под управлением Константина Чудовского, дирижировавшего без партитуры – по памяти. В партии Екатерины Мария Максакова, Елена Ионова и Ксения Вязникова поворачивались разными сторонами своих вокально-драматических талантов в зависимости от времени жизни. Последней из них предстояло в финале оперы водрузиться на копию знаменитого памятника Екатерине II, который стоит сегодня в так называемом «Катькином саду», что сразу перед Александринским театром. Сравнить декорационную копию-китч с увековеченным оригиналом мог каждый, кто проходил через этот сад после спектакля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1077
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
824
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
848
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
991

Другие новости