0
836
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2009 00:00:00

Манн небесный

Тэги: кино, премьера, депп


Молодой и обаятельный вор Джон Диллинджер (Джонни Депп) прожил красивую и короткую жизнь. Он грабил банки, любил, как и полагается гангстеру, кино, вино и красивых женщин, и дразнил судьбу. Поимкой денди-гангстера занимался хитрый и точно такой же удачливый агент Мелвин Первис (Кристиан Бейл). Оригинальное название фильма - "Враги общества". Собственно, эта парочка - Диллинджер и Первис - и есть те самые враги, титаны преступного мира, боги, ворочающие судьбами людей и ничем не жертвующие ради одной красивой минуты.

Кино, как известно, оперирует архетипами. Человек глотает слюну, показывают хлеб - и зритель понимает, что человек голоден. Это один архетип. А вот другой - парень живет каждый день, как последний, носится по свету, стреляя направо и налево, плюет на все законы и гибнет молодым и красивым, получив пулю в затылок. А преследует его другой парень, точно такой же по характеру, но находящийся по другую сторону баррикад. Профессия режиссера, собственно, и заключается в том, чтобы с этими архетипами работать: в точности воспроизводить, выворачивать наизнанку, пририсовывать к ним цветочки и слова из трех букв. А как работать - это уже зависит от режиссера.

Майкл Манн всегда умел именно воспроизводить архетипы, но в "Джонни Д." он ступил на чужую территорию: ту, где с ними играют. Безусловно, он - мастер криминальных драм, каких еще поискать. Манн умеет выстроить интригу, затянуть все сюжетные узлы потуже и вжать зрителя в кресло. Его конек - поединок двух сильных личностей, одна из которых - на стороне закона, другая - гений криминального мира (см. "Схватку"). В "Джонни Д." проделывается в сюжетном плане ровно то же: два сильных актера играют, соответственно, копа и гангстера, и при этом - двойников. Бейл и Депп - актеры действительно мощные.

В "Джонни Д" есть все, чтобы стать первоклассным фильмом и занять место на полочке рядом с той же "Схваткой" и еще парой-тройкой первоклассных угрюмых и красивых фильмов о полицейских и ворах. Но он вряд ли окажется в этой компании. Майкл Манн ставил перед собой задачи несколько иного толка, чем просто создание классного фильма. Сюжет здесь - безусловно его. Но расположен этот сюжет в пространстве, очень тесно связанном с эстетикой, он от нее неотделим. В фильмах о гангстерах никуда не деться от плащей, шляп и элегантных томми-ганов. Манн же именно изобразительную часть всегда пробрасывал - ему важнее сильные характеры и их сшибка. В "Джонни Д" же Манн не просто оставляет за скобками все те визуальные детали, которые с сюжетом связаны. Он их как будто не замечает - но оставляет в фильме. Здесь есть и черные горбатые авто, и ливни в грязных районах Нью-Йорка, и все остальное. Но Манн, избавившись от одного формализма - от которого избавляться нельзя - предался другому, вовсе н обязательному. Сняв этот сюжет на видеопленку, он создал режущий глаз контраст. А сам этот прием никак (будем честными) не оправдан. Плоская, механическая картинка с эстетикой 30-х никак не вяжется. И создает только один эффект - как будто смотришь реконструкцию событий из сериала "Криминальная Россия". Ну да, вроде как есть здесь даже какая-то попытка изобразить документальность: камера трясется и нервно следует за героями, звук нарочито грязный, неочищенный.

Но, наверное, то, что по-настоящему режет глаз, - вовсе не снятая на выхолощенную цифру эстетика чарльстона. Вымученной выглядит попытка режиссера работать на чуждой ему почве визуальных экспериментов. Когда визионер Сокуров снимает одним планом полнометражный фильм - это нормально. Когда же человек, строивший лучшие свои фильмы на подводных течениях, увлекается визуальными фокусами - нельзя это понять иначе, чем как моложавую попытку свернуть со стопроцентно своей колеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1264
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2511
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
3215
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2446

Другие новости