0
589
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2009 00:00:00

Все умрут, а я останусь

Тэги: кино, премьера


Диабло Коди – фигура в современном кино исключительная. Золушка, бывшая стриптизерша на красной "оскаровской" ковровой дорожке. Певец мира подростковых комплексов, заслуживший славу всего-то одним, пусть и очень славным фильмом, "Джуно". Там было ясно, что эта штучка только отрабатывает удары – сами они непосредственно последуют позже. Так что все, так или иначе, ждали от "Тела Дженнифер" чего-то сверхъестественного и невероятного. Нового слова в кино и мощного заряда женских гормонов в кино. Черт-те чего еще. Но в американском прокате фильм, по сути, провалился.

Причина провала: все приготовились получить кулаком в челюсть от бой-бабы, и тут выходит она в балетной пачке и филигранно исполняет "Танец маленьких лебедей".

В "Теле Дженнифер" все изначально банально, избито, поставлено на гладкие рельсы. Режиссер Керин Кусама – автор не особо выдающихся фильмов "Эон Флакс" и "Женские Бои". Исполнительницы главных ролей Меган Фокс и Аманда Сейфрид уже успели укрепиться в строго определенных амплуа: одна – губастая фифа из "Трансформеров", другая – синий чулок с подвохом из "Альфадога".

Сюжет тоже представляет из себя раз навсегда сформировавшийся бродячий сюжет: две закадычные подружки – Дженнифер и Ниди (Фокс и Сейфрид соответственно) – отправляются на вечеринку в захолустный клубец. На обладающую выразительной внешностью Дженнифер солист играющей в кабаке группы быстро кладет глаз. Аккурат во время концерта в заведении начинается пожар, подружки успевают смотаться и избежать гибели, но Дженнифер тут же попадает в руки характерно затянутых в черную кожу рок-звезд с не менее характерно подведенными глазами. Те ее увозят в неизвестном направлении, а когда барышня, лишившись девственности, приходит домой к подружке, то предстает во всей красе: в крови, глазки светятся нездешним огоньком. И блюет черной жижей. Ясно, что теперь любимое занятие Дженнифер – жрать парней-одноклассников.

С таким сюжетом, настолько оформленным, простым, как дубина, и таким же действенным, можно делать все, что угодно – на этом, собственно, обычно мастерство и оттачивают. Но Коди не выворачивает наизнанку жанровую конструкцию, не переставляет ее звенья и составляющие местами, а возвращает молодежному хоррору второе дыхание. Сам такой подход вызывает уважение.

Тут стоит вспомнить образцовые британские хорроры студии Hammer, в каждом втором из которых интрига строилась на похождении юной нимфоманки, душу которой захватил дьявол (самый яркий пример – "Близнецы зла" Джона Хью). Но со временем такой сюжет закостенел, сами перипетии перестали носить в себе хоть какой-то смысл, и эпигонам осталось только раз за разом воспроизводить заезженную историю о девочке, чью душу съел сатана.

Да, весь фильм Кусамы наполнен злобноватой иронией – у учителя железная рука, которой он подает салфетку заходящемуся в рыданиях бугаю, потерявшему друга. Мальчик-гот строит печальную мину и говорит: "Очень жаль, что они умерли". Наконец, посмотреть, на то, как Дженнифер расправляется с тем самым бугаем в чаще леса (!) приходят (внимание!) лисичка, олененок и барсук (привет Ларсу фон Триеру с его "Антихристом"). Но это все не столько художественный метод или язык, общий для всего фильма, сколько веселые закорючки, украшающие канву фильма.

По смыслу "Тело Дженнифер" абсолютно рифмуется с "Американским пирогом" и примкнувшими комедиями о кретинах-школьниках. Фильм Коди-Кусамы скрещивает их с золотыми "хаммеровскими" хоррорами. Только в молодежных комедиях за шутками и прибаутками социальный пафос (который там все же был зашифрован) не читался – просто не мог читаться. Кому он нужен, когда один парень кончает в пиво, а другого родители застукали за ночным просмотром порнухи!

Коди и Кусама же в "Теле Дженнифер" подходят к делу предельно серьезно. Сюжетную конструкцию религиозного или околорелигиозного хоррора они наделяют социальным пафосом. Никаких шуток – это все жуткий мир подростковой извращенной сексуальности и социальной неадаптированности. И Дженнифер – в первую очередь, именно их носитель, а не демонизма-сатанизма. Во всяком случае дьявол, который волей рок-сатанистов поселился в ее теле, проявляется именно как поведение enfant terrible. А раз уж на то пошло, надо быть честным: все подростки охвачены дьяволом. И неминуемое столкновение синего чулка со смазливой сучкой – одновременно акт экзорцизма, и будничная социальная перипетия. И что в первую очередь – фиг поймешь.

Именно это увлечение "социалкой" и обеспечило, наверное, фильму провал в американском прокате. Уж слишком часто чертовщина отходит на второй план и фильм оборачивается школьной подростковой драмой. Да, это можно назвать несовершенством и неровностью. Да, слишком по-подростковому выпирают проблемы самоидендификации и вопрос "легко ли быть молодым?" Наконец, да, Коди повторяет по смыслу тот же трюк, что и в "Джуно": снимает раздражающе-социальное кино. Но это такой провал, которому можно позавидовать. Таких стойких сценаристов, которые любой жанр под себя прогнут – по пальцам пересчитать можно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1147
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3090
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2092

Другие новости