0
3706
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2015 09:36:00

От Древней Греции до еврейских местечек

Театр имени Леонида Якобсона сохраняет традиции своего основателя

Тэги: балет, театр якобсона, санктпетербург, спартак, музыка, моцарт, лебединое озеро, жизель, щелкунчик


балет, театр якобсона, санкт-петербург, спартак, музыка, моцарт, лебединое озеро, жизель, щелкунчик Фото с сайта http://www.yacobsonballet.ru

В минувшие выходные на сцене Эрмитажного театра труппа театра имени Леонида Якобсона представила программу с унифицированным названием «Вечер балета», куда, увы, уступая в пропорциях классическому наследию, вошли и номера за авторством Леонида Вениаминовича.

И если выжимками из балетов 19 века в Санкт-Петербурге удивить зрителя трудно, если не сказать - невозможно, то познакомиться с наследием Якобсона – одного из самых ярких и самых недооценённых хореографов века 20-го – отнюдь не так легко. В репертуаре Мариинского театра, к счастью, сохраняются его балеты «Шурале» и «Спартак», а вот миниатюры и отдельные номера, сделавшие славу своему создателю, зрители могут увидеть только на вечерах, подобных прошедшему.

Театр, как известно, не имеющий собственной сценической площадки, вынужден путешествовать и по миру, и по петербургским подмосткам различного масштаба. Камерный Эрмитажный театр замечательно подходит для презентации именно якобсоновских миниатюр – малые размеры зала позволяют зрителям насладиться бриллиантовой россыпью пантомимных и игровых приемов, которыми так богат танец Якобсона. Каждый взгляд, каждое движение руки сработает на создание образа, будет увидено и оценено по достоинству. Хотя у этой медали есть и другая сторона – любое, даже минимальное, отклонение от хоть и бравурного, но в высшей степени художественного и характерного якобсоновского гротеска в сторону фальши и кривляния, будет отчетливо видно - как под увеличительным стеклом.

Например, миниатюра «Кумушки» на музыку молдавского композитора Шико Аранова, исполненная Екатериной Дерягиной, Дарьей Беловой, Еленой Устиновой, Ангелиной Григорьевой и Натальей Инюшкиной, была подана артистками в несколько утрированном виде. Актуализировать образы деревенских сплетниц, хоть и узнаваемых, но во многом принадлежащих все же той эпохе, когда они были созданы (1955 год), молодым артисткам – очевидно – непросто. Справедливости ради, и зрителю сейчас трудно воспринимать такой, народный характер – хотя в свое время, Якобсон, надо полагать, «пропесочил» этим номером немало деревенских болтушек.

Легкость и добродушный юмор роднит «Кумушек» с еще одной миниатюрой, представленной в этот вечер - «Влюбленные» на музыку Юрия Зарицкого. Интересно, что этот номер - одна из нескольких работ Якобсона на еврейскую тематику, созданных под впечатлением от картин Марка Шагала. Дуэт, основанный на игре рук и прикосновениях, одновременно похож и на еврейский свадебный танец, и на детскую игру в ладушки: влюбленные (Айдар Ишмухаметов и Дарья Белова) сами как дети – наивные, беззаботные, иногда обидчивые, но очень счастливые в своей игре.

А вот номер «Секстет» на музыку Моцарта (Анастасия Ткаченко, Яна Чернорицкая, Ольга Михайлова, Сергей Давыдов, Андрей Гудыма и Игорь Контарев), напротив, может служить иллюстрацией к песне «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает». В этом танце и влечение, и надежда, и обида, и сомнение - иллюстративный и абстрактный с первого взгляда ансамбль вдруг обретает сюжетные черты благодаря пантомиме.

Апофеозом якобсоновской программы вечера стало адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак» в исполнении Анны Игнатьевой и Сергея Давыдова. Якобсон, создавая этот балет, вдохновлялся древними рисунками и барельефами, поэтому его позировки не менее выразительны, чем сам танец, а высокие поддержки отражают и мощь героя, и его восхищение возлюбленной. Для исполнения этого адажио важно, чтобы оба артиста владели в равной степени дуэтным танцем и чувством позы. Скульптурной выразительности партнерам было не занимать, а вот распутать вязь поддержек было уже не так легко.

Впрочем, все номера Якобсона зрители в этот вечер принимали так же тепло, как и балетные хиты – номера из «Жизели», «Лебединого озера» и «Щелкунчика». Помня о том, что, как правило, именно классический репертуар и знакомые публике названия позволяют небольшим театрам зарабатывать на жизнь, ценно, что театр имени Леонида Якобсона по-прежнему дает петербуржцам открывать для себя неизвестные широкой публике страницы балетной истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Замминистра обороны Николай Панков  наградил победителей VIМеждународной олимпиадыпо военной истории

Замминистра обороны Николай Панков наградил победителей VIМеждународной олимпиадыпо военной истории

0
649
Иркутск меняет облик

Иркутск меняет облик

Владимир Полканов

Проекты бизнеса дают шанс качественно улучшить городскую среду в столице Восточной Сибири

0
1472
Улицу Меликова в Уфе переименовали по просьбе жителей

Улицу Меликова в Уфе переименовали по просьбе жителей

Роман Каширин

0
635
Инвентаризация показала: рентабельными являются лишь 36-64% извлекаемых запасов нефти

Инвентаризация показала: рентабельными являются лишь 36-64% извлекаемых запасов нефти

0
940

Другие новости

Загрузка...