0
2208
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2016 15:19:00

В Мультимедиа Арт Музее заново открыли классиков минимализма

Тэги: музыка


музыка Кадр из видео концертов MAMMusic Contemporary. Предоставлено пресс-службой

29 января в Мультимедиа Арт Музее прошло открытие нового музыкального сезона. Ключевой идеей вечера стала попытка иначе взглянуть на наследие американских композиторов-минималистов. Московский ансамбль современной музыки предложил свое прочтение сочинений Райха, Люсье, Ланга и других авторов. В числе прозвучавших опусов было несколько российских премьер.

Мультимедиа Арт Музей, ранее именовавшийся Домом фотографии – один из самых передовых центров современного искусства. Недавно на его базе открылась школа имени Родченко, а с прошлого года организаторы начали включать в число постоянных мероприятий циклы музыкальных вечеров. Поначалу это были проекты под названием «MAMMusic Classic», на которых звучали шедевры классической музыки. Учредители концертов старались привлечь к сотрудничеству выдающихся исполнителей, постоянным гостем музея стал пианист Алексей Гориболь. Постепенно возникла потребность в молодой, активной аудитории, и родилась идея составлять программы из культовых произведений современных композиторов. Соответственно, слово «Сlassic» в заглавии циклов было заменено на «Contemporary».

Первые опыты освоения музыкального авангарда музей проводил совместно с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ). Будучи основанным в 1990 году композитором Юрием Каспаровым, этот коллектив быстро снискал мировое признание. За четверть века своего существования ансамбль гастролировал в 25 странах мира. На его счету около 800 российских и зарубежных премьер, состоящих из сочинений Шостаковича, Рославца, Шнитке, Денисова, Вареза, Ксенакиса, Лахенманна и многих других.

На площадке бывшего Дома фотографии коллектив выступает уже в пятый раз и имеет свою постоянную аудиторию. Поклонники современного искусства разместились не только на зрительских местах, но и в холле, вдоль лестницы, на втором и третьем этажах музея. Собравшаяся публика состояла, в основном, из молодежи. Приятно сознавать, что в наш век гаджетов и интернета еще остались любители живого исполнения. Одна из слушательниц призналась, что посещает концерты современной музыки в поисках вдохновения. И хотя ко второму отделению количество людей несколько поубавилось, желающих понаблюдать за продолжением оказалось более, чем достаточно.

На пороге нового музыкального сезона организаторы и участники проекта поставили себе задачу по-новому взглянуть на наследие американского минимализма. В антракте солист МАСМ Михаил Дубов поделился с автором этих строк творческими замыслами коллектива: «пришло время преодолеть устоявшееся мнение о том, что минимализм – нечто одинаковое и узконаправленное». Энтузиастов-новаторов можно поздравить – задуманное удалось им в полной мере. Во многом, за счет тщательно выбранного репертуара, поразившего разнообразием тем и образов. Российскими премьерами стали два сочинения женщины-композитора Ив Беглариан - «Michael’ s Spoon» для скрипки, кларнета, виолончели и клавишных и «Wonder Counselor» для электрооргана и синтезатора.

По традиции, «первое слово» было предоставлено классику минимализма Стиву Райху. Открывшие вечер «Phase Patterns» выдержаны в лучших традициях этого стиля. Многократно повторяющаяся мелодическая ячейка у электрооргана и синтезаторов рождала атмосферу тревожного ожидания. Тот же эффект произвела и другая знаменитая пьеса Райха, не предполагающая живого исполнения - «Сome Out» для голоса и Live-электроники. Создавая этот опус, композитор работал с так называемыми постепенными процессами смещения фаз. Фрагменты речи тинейджера, взятого под стражу за участие в политической демонстрации, были записаны композитором на две магнитофонных ленты. И при одновременном воспроизведении материала возникает расхождение и интересное фоническое сочетание, напоминающее музыкальный канон.

Значительным контрастом произведениям Райха послужили сочинения Клауса Ланга, Элвина Люсье и Дэвида Ланга. В программке они сопровождались ремаркой «quiet» (бесшумно). Глубокие аккорды рояля, с затрагиванием крайних регистров в «Zwillingsgipfel» Ланга и разрозненные, бесконечно длящиеся звуки флейты погрузили публику в медитативное состояние. Столь сильное эмоциональное воздействие стало возможным благодаря усилиям флейтиста Ивана Бушуева – невероятно тонкого музыканта, в котором крепкая классическая школа соединилась со свободой творческого мышления и открытостью современному искусству.

Самым занимательным эпизодом концерта оказалась пьеса Люсье «Nothing is real» для фортепиано, амплифицированного чайника и электроники. Это любимейшее публикой сочинение многократно исполнялось в России. Лаконичная миниатюра украшена легким налетом театральности. Во второй ее части пианист достает изнутри рояля включенное звукозаписывающее устройство, подключает к электрическому чайнику и оно воспроизводит только что прозвучавший музыкальный отрезок. Солист, доцент Московской консерватории Михаил Дубов привнес в этот маленький шедевр новый оттенок - вслушивание в тишину. По его признанию, главным «материалом» пьесы являются не сами звуки, а то, что остается после них.
Лирическим центром вечера стало произведение Дэвида Ланга «Sweet Air» - одно из немногих, в котором МАСМ выступил почти в полном составе. Короткие отрывистые звуки духовых и пиццикато струнных в претворении Олега Танцова (кларнет), Ивана Бушуева (флейта), Евгения Субботина (скрипка) и Ильи Рубинштейна (виолончель) действительно казались воздушными, и создавали ощущение парящего пространства. Пожалуй, именно в «Sweet Air» ярче всего проявилась удивительная гармония и слаженность ансамбля. А это качество, как известно, является определяющим для успешной деятельности любого коллектива.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министров просят не переписывать целевые показатели нацпроектов

Министров просят не переписывать целевые показатели нацпроектов

Михаил Сергеев

Глава правительства рассказал депутатам об успехах и о планах на будущее

0
451
Конституционный суд не прочертил грань для присяжных

Конституционный суд не прочертил грань для присяжных

Екатерина Трифонова

Заседателям можно поведать о криминальном прошлом обвиняемого, но только ради дела

0
430
Утратив тело, я утратил мир

Утратив тело, я утратил мир

Арсений Анненков

100 лет тому назад вышел рассказ, а потом и роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля»

0
480
Сердце писательское черство

Сердце писательское черство

Максим Валюх

Рифмованное ожидание настоящей весны

0
466

Другие новости