0
4240
Газета Культура Печатная версия

26.01.2020 19:09:00

Замоскворецкий шут в башмаках Чарли Чаплина

Спектакль "Шутники" по пьесе Островского поставили в "Сатириконе"

Тэги: сатирикон, премьера, шутники


сатирикон, премьера, шутники Главного героя Оброшенова мастерски играет Константин Райкин. Фото с сайта www.satirikon.ru

Давно на российской сцене не ставился спектакль, отмеченный таким душевным здоровьем, такой блестящей актерской командой как опытных, так и совсем молодых актеров. Режиссер Евгений Марчелли, спектакль «Шутники»: два с небольшим часа в зале «Планета КВН», где играет премьеру «Сатирикон», проносятся незаметно.

Можно сказать только одно – торопитесь смотреть! И потому, что увидите редкий актерский ансамбль остроумных и чутких к биографиям своих персонажей актеров. Как играют молодые актеры Ульяна Лисицина и Анна Петрова (Верочка), Илья Рогов (Саша Гольцов), актеры среднего поколения Денис Суханов (Хрюков), Марина Иванова (Улита Прохоровна). Стоит пойти и потому, что спектакль полон неподдельного сочувствия к человеку, однако глубоко драматические сцены органически чередуются с комедийными. Наконец, пьеса классика – повод поговорить о нас сегодняшних, но и не забыть, что великий драматург Островский – также повод для театра, опыт обретения особой театральности.

Приходится удивляться тому, как «Шутники» редко ставятся на нашей сцене. Островский и лихо интригу закрутил, и какие роли написал, есть что играть, и 150 лет прошло, как написана эта пьеса, а все, как сказал бы Борис из пьесы «Гроза»: мол, все наше русское, родное, только не привыкну никак.

Вот и главный герой Оброшенов – отставной московский чиновник, которого с изумительным мастерством играет Константин Райкин, до конца не может привыкнуть к тому, что заделали его в шуты. Маска эта помогает ему выжить и вырастить своих дочерей в пучине Замоскворечья. Вроде бы он уж смирился с сей долей, ан нет, и в его сердечке маленького человека наступит бунт. Когда попробуют тронуть последнюю святыню – честь старшей дочери Анны Павловны (Алена Разживина), тут от гнева затрясет униженного и оскорбленного.

Оброшенов Райкина в равной мере – персонаж как Александра Островского, так и Федора Достоевского. Глядя на его отставного чиновника, понимаешь, что мог бы актер сыграть и Мармеладова, и отца Илюши Снегирева Николая Ильича. Привычка быть униженным сближает его с галереей отцов – маленьких людей. Вот только Павел Прохорович не пьет в отличие от непутевых отцов, написанных Достоевским, а унижают Оброшенова все равно. А он-то хлопочет, бегает от одних самодуров-«благодетелей» к другим, чтобы в дом принести копеечку. И ради этой малости готов снести любую обиду, любое невежество. Он привык жить в жестокой насмешке. Он – шут, а вокруг шутники. Только дома он – любимый папенька, не чающий души в своих чадах благородный отец.

Уже в одной из первых сцен Константин Райкин сразу берет быка за рога: его маленький человек мечтает, как они с дочерями разбогатеют по-маленькому. Вот повесят объявление о съеме квартиры в их доме. Глаза актера округляются: он уже видит тех, кто снимет у них жилье. Лицо светится мечтательной радостью, но почему-то не отпускает тревога, глядя на этого человечка, переживающего грезу скромного достатка. А вдруг получится выскочить из кабалы долгов. Да и к младшей жених сватается. Да вот мальчишки богатых озоруют: все время объявления срывают. Тернист в Замоскворечье этот путь в люди.

Подшучивает Райкин над своим персонажем, который хвалит себя за то, что нашел хорошего жениха младшей Верочке. Мимо этого столь понятного свойства маленького человека преувеличивать свои заслуги актер не проходит – он трогательно подсмеивается.

А вот в сцене, когда затравленный шут почти сходит с ума, Райкин как раз не впадает в трагедию, напротив, играется трагикомедия. Когда злой розыгрыш начинающих самодуров – подбросили Оброшенову «куклу», зная, что тому позарез нужны деньги, – обнаруживается, то это почти сводит с ума несчастного. Однако режиссер Евгений Марчелли не позволит играть «трагедь». Радость, что в руках 60 тысяч, обретет материальное выражение. Вот оно, богатство. На сцену вносятся пальмы в кадках, застилается зеленый ковер под траву, выставляются уменьшенные скульптуры львов, куда ж без них. Когда же обман раскрывается, то так же молча все приметы богатства выносятся (сценография – Дмитрий Разумов). Остается только растерянный и поверженный человечек – земля разверзлась. Его отчаяние от зрителя скроют.

Кульминацией роли Райкина станет бунт против купца Хрюкова, который предложил его старшей дочери пойти к нему в «экономки». И вот тут мастерство актера не позволит ему расправить плечи, сыграть человека, вставшего с колен, а искус такой силен, и роль дает такую возможность. Нет, его Оброшенов не негодует как благородный отец, а с новой силой, подобно ребенку, удивляется тому, что нет дна в его унижениях. Дом был последней его крепостью, убежищем. Судьбы девочек не должны пострадать: тень его шутовства не может быть брошена на его дочерей. Он кричит на Хрюкова, но кричит боясь, он топает ногами, а ноги подкашиваются. Он с каким-то удивлением глядит на самого себя, и оттого сцена эта производит сильное драматическое впечатление.

Режиссер Евгений Марчелли соорудил в центре сцены помост для театра Островского, но и сами герои спектакля играют в свой театр. Оброшенов Райкина сродни не только героям Достоевского, но и чаплиновским персонажам. Дело не только в башмаках гротескно больших размеров, котелке, которые носит и московский отставной чиновник, а еще и в редкой способности сострадать персонажу и смеяться над ним, смеяться любя. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как поучаствовать в "Решении президента"

Как поучаствовать в "Решении президента"

Иван Островной

Премьерный спектакль театра "Неформат" посетили сенаторы Людмила Нарусова и Алексей Пушков

0
1763
"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

"Аутсорс", или Вариация на тему преступления и наказания

Вера Цветкова

Главный герой продает право на убийство "смертников" родственникам их жертв

0
1978
«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

«Торговцы резиной» выйдут на сцену в марте

НГ-Культура

0
1528
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
2898

Другие новости