0
5474
Газета Культура Печатная версия

13.05.2021 18:58:00

"Петя и волк" вернулись в Молодежный театр в компании "Володи-музыканта"

Премьера симфонических сказок Сергея Прокофьева и Леонида Половинкина

Тэги: молодежный театр, премьера, симфонические сказки, сергей прокофьев, леонид половинкин


молодежный театр, премьера, симфонические сказки, сергей прокофьев, леонид половинкин Три волка – валторнисты-мотоциклисты и пионер Петя (Прохор Чеховской). Фото с сайта www.ramt.ru

Российский академический молодежный театр (РАМТ) в этом сезоне отмечает 100-летний юбилей и в рамках празднования обращается к своей истории, вспоминая создателя и первого художественного руководителя театра, проекты ею инициированные.

Наталия Сац – человек легендарный, без преувеличения, – стала худруком и директором РАМТ в 18 лет (!) и до конца жизни была предана детскому театру, основала единственный в мире Детский музыкальный театр, который сегодня носит ее имя, придумала сотни проектов, давала работу композиторам, стимулируя появление новых и новых партитур.

Самое знаменитое сочинение по заказу Сац написал Сергей Прокофьев. Его незатейливая музыкальная сказка «Петя и волк», созданная в первую очередь с образовательной целью (знакомство с музыкальными инструментами), за прошедшие с ее премьеры 85 лет покорила весь мир. Впрочем, прокофьевский музыкальный язык столь обаятелен и остроумен, что иначе и быть не могло. За прошедший век у «Пети и волка» появился только один конкурент, или, правильнее, союзник – «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена (к слову, идет по соседству в Большом театре).

Оказалось, что первоначально спектакль состоял из двух частей и также включал музыкальную сказку «Володя-музыкант» Леонида Половинкина (в то время заведующего музыкальной частью и дирижера театра), которую постигла совсем иная судьба – безызвестность: партитура, и та не была издана, рукопись осталась в архивах, но не была, к счастью, утеряна.

Между тем в музыке Половинкина чувствуется хорошая школа (он выпускник Московской консерватории), вступление к его симфонической сказке отчетливо вызывает в памяти «Похвалу пустыне», вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – живописную картину тихого лесного утра. Володя, герой сказки Половинкина, пастушок, виртуозный «на дуде игрец», здесь – на английском рожке в лице знаменитого гобоиста и тоже своего рода сказочника, автора блистательной книги об оркестре Владимира Зисмана. Папа дарит Володе скрипку, и он, самоучка, осваивает этот чудесный инструмент (тут в дело вступает скрипач Абылай Нурлыбек) – так, что даже коровы заслушиваются. Однажды пошел дождь, и струны у скрипки лопнули. Но нашелся второй комплект, и нехитрый драматический конфликт оказался разрешен, все участники (Володя, лесные обитатели и стадо) остались довольны. А вместе с ними и зрители.

Главный режиссер РАМТ и постановщик спектакля Егор Перегудов работает с этим материалом в ироничном ключе: на музыкантах «Персимфанса» маски животных и птиц, текст читает хор пионеров (Володя – тоже пионер), «животные» едят траву (буквально), мычат (фигурально, с помощью виртуозных пассажей у тромбонов).

В «Пете и волке» артисты взлетают и порхают над сценой – правда, не очень ловко, но все же: птичке (флейтист Константин Ефимов) положено летать, да и кошка (потрясающего обаяния и пластики кларнетист Евгений Бархатов) ползает по дереву. Ну а утка должна плавать – и гобоистка Софья Гришина бесстрашно садится в ванну с водой. Дедушка-ворчун (фаготист Михаил Шиленков) передвигается на кресле и сопровождает трио молоденьких медсестер. Охотники-ударники без разбора «палят» по оркестру (он оживает), а трио валторнистов-волков оказывается виртуозами-мотоциклистами.

Музыкальный руководитель «Персимфанса» Петр Айду добавил в партитуру некоторые шумовые инструменты из своей коллекции, которые добавили тембрового разнообразия и деликатно были вписаны в партитуру и спектакль.

Вообще по-своему символично участие в этом проекте именно «Персимфанса» – оркестра без дирижера, детища советского авангарда 1920-х, хотя к моменту премьеры этих спектаклей уже прекратившего существование (воссоздан в 2008 году). Для акустического эффекта – и для музыкального критика – это событие невероятной ценности: в зале сняли ковровое покрытие, и оркестр звучит замечательно. А вот актрисе Дарье Семеновой порой приходится туго – ее перекрикивают дети из зала, но в их азартном диалоге есть своя прелесть.

Дарья Семенова играет Наталию Сац, она, как и ее прототип 85 лет назад, читает сказку «Петя и волк», но сейчас – паря над сценой, совсем как синяя птица парит над ее музыкальным театром, неуловимый носитель счастья. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

Наталия Григорьева

Французский фильм про любовь, в том числе – к математике

0
1413
Николас Кейдж становится "Героем наших снов"

Николас Кейдж становится "Героем наших снов"

Наталия Григорьева

Главный персонаж фильма научился проникать в коллективное бессознательное

0
3457
"Не только любовь" вернулась в Москву

"Не только любовь" вернулась в Москву

Марина Гайкович

Первую оперу Родиона Щедрина поставили в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

0
3510
"Похищение из сераля" Моцарта как опыт постижения чувств

"Похищение из сераля" Моцарта как опыт постижения чувств

Марина Гайкович

К далеким возлюбленным

0
4026

Другие новости