0
3002
Газета Культура Печатная версия

02.10.2022 18:06:00

Гарик Сукачев возвращается в "Современник"

Театр на Чистых прудах открыл сезон

Тэги: театр, современник, труппа, гарик сукачев


театр, современник, труппа, гарик сукачев Олегу Ефремову в этом году исполнилось бы 95 лет. Фото Сергея Савостьянова/ТАСС

Сбор труппы театра «Современника» прошел скромно. Некогда звездная труппа драматически поредела – жизнь раскидала кого куда. Кого в вынужденную эмиграцию (Чулпан Хаматова), кого в тюрьму (Михаил Ефремов). Все это случилось, конечно, не сегодня, а в сумме за последние годы, но вкупе с тем, что труппа претерпевает за три года смену двух художественных руководств и стилей управления, все это сказывается на настроениях, да и на редеющей афише театра.

Не было на сборе труппы многих актеров, которые не покидали труппу и чьи спектакли заявлены в репертуаре. Марина Неелова прилетит в Москву только к своему Башмачкину (26 октября в афише стоит ее знаменитый моноспектакль «Шинель»), Сергей Юшкевич готовился в эти дни к премьере в Театре Моссовета. Зато пришли корифеи: Лия Ахеджакова отчаянно пряталась от журналистов, утомленная общественным вниманием после глупых скандалов, Людмила Крылова и Елена Миллиоти, напротив, охотно выступили на открытии фотовыставки в фойе, – основателю театра Олегу Ефремову исполнилось бы 95 лет.

Впрочем, новый директор Юрий Кравец сделал многообещающее приглашение: в труппу «Современника» вошла Виктория Толстоганова. На сборе труппы актриса держалась ближе к Светлане Ивановой и Алене Бабенко – коллегам по киноцеху. Последние входят и в новый худсовет театра, который возглавил народный артист Владислав Ветров. Поэтому, когда директор объявлял планы на сезон, то постоянно сбивался с местоимений – то «я», то «мы», что, в сущности, довольно точно отражает положение вещей. Кто же теперь руководит «Современником» в столь непростое время?

Директор Юрий Кравец, заметно волнующийся, даже постарался открыть сезон идейно, процитировав Ефремова, сказав, что с этой точки и надо начинать сезон. «Для меня театр, – говорил основатель «Современника», – это содружество людей, живущих как бы на одном дыхании, исповедующих одни идеи… несколько десятков умов, ищущих ответов на жизненные вопросы, которые волнуют каждого в отдельности». Но затем директор поспешил перейти от философии к более практическим объявлениям, все-таки голыми цитатами сложно заменить концепцию худрука. «Работы много, главный приоритет в том, чтобы труппа была максимально задействована», – подчеркнул Кравец.

С режиссерами переговоры проводили действительно коллегиально худсоветом, что и отразилось на «картинке», лишенной единой стратегии. Избранные проекты Виктора Рыжакова новое руководство продолжит (режиссер был назначен после смерти Галины Волчек в 2019 году и снят минувшим летом). Например, цикл «Современник «Современника». Спектакли-документы, в которых героем становится ровесник театра, так или иначе связанный с художественной средой, поколением, а «зерном» – внимание к человеку, личности. Сейчас у театра есть договоренность на этот счет с Юрием Стояновым. Но ставка Рыжакова на качественный ребрендинг театра и в то же время на следование традиции открытия современной драматургии на сцене «Современника», кажется, будет постепенно теряться.

Гарик Сукачев, автор нашумевшего некогда спектакля «Анархия», снова приглашен в «Современник» как режиссер и инсценирует роман «Убить Бобрыкина» Александры Николаенко. Из «проверенных» режиссерских имен заявлены Владимир Панков (постановка по произведениям Горького), Марат Гацалов (спектакль «Август. Графство Осейдж»), Кирилл Вытоптов (название утверждается, но труппа полюбившегося режиссера уже очень ждет). А вот другие планы мало о чем говорят: замыленные названия, которые плохо вяжутся с образом «Современника» («Филумена Мартурано», «Дом, где разбиваются сердца») или, положим, репертуарная заявка, вызывающая осторожное недоумение, – «Чудо святого Антония» Метерлинка будет ставить актер Александр Назаров.

В ногу со временем «Современник» планирует идти разве что в дополнительных проектах: создан Фонд поддержки театра, его директором стала Алена Бабенко, задумана режиссерская лаборатория, выпуск подкаста, работа киноклуба и YouTube-шоу. Из исторических вех театру еще предстоит отметить в 2023 году 90-летие Игоря Кваши (выставкой) и 110-летие Виктора Розова, к которому хотят издать сборник пьес драматурга, которые когда-то шли в «Современнике».


Читайте также


Находка в оперных архивах

Находка в оперных архивах

Александр Матусевич

Красноярский театр оперы и балета имени Хворостовского подготовил к грядущему юбилею Александра Островского премьеру оперы "Бесприданница"

0
373
 "Черевички" Чайковского поставили в театре "Урал Опера Балет"

"Черевички" Чайковского поставили в театре "Урал Опера Балет"

Марина Гайкович

Любовь все победит

0
224
"Шопениана" и Гран па из "Пахиты" вернулись в репертуар Большого театра

"Шопениана" и Гран па из "Пахиты" вернулись в репертуар Большого театра

Наталия Звенигородская

Мечта об идеальном и несбыточном

0
931
Зачем Эдуард Бояков арендовал для своего театра московскую усадьбу

Зачем Эдуард Бояков арендовал для своего театра московскую усадьбу

Елизавета Авдошина

Иммерсивное крепостничество

0
1112

Другие новости