0
2803
Газета Культура Печатная версия

11.10.2022 19:08:00

Самарская опера представила "Бал-маскарад" Верди на фестивале "Видеть музыку"

Фрейд и нуар против Верди

Тэги: самарская опера, бал маскарад, верди, фестивал, видеть музыку


самарская опера, бал маскарад, верди, фестивал, видеть музыку Спектакль выполнен в стиле нуар. Фото Елены Лапиной предоставлены пресс-службой фестиваля

Ассоциация музыкальных театров России проводит в столице VII фестиваль «Видеть музыку». Ярким событием форума стал показ «Бала-маскарада» Самарским театром оперы и балета им. Шостаковича. В спектакле Филиппа Разенкова вместе с солистами театра приняли участие звезды московской и петербургской сцены.

Самарская опера – традиционный участник фестиваля «Видеть музыку», приезжающий на него ежегодно. Поэтому ее визит – особо ожидаемый публикой и театральным сообществом. Ранее на форуме Театр имени Шостаковича (это имя он получил недавно в память о жизни великого композитора в эвакуации именно в Куйбышеве, сотрудничестве с коллективом, о мировой премьере Ленинградской симфонии здесь же) показывал «Кармен» в постановке основателя и худрука фестиваля Георгия Исаакяна, камерные оперы («Джанни Скикки» Пуччини, а также современные опусы Геннадия Банщикова и Сергея Кортеса), «Любовь к трем апельсинам». Но вот с обязывающим Верди, да еще одним из самых певчески ответственных его опусов, волжский театр отважился предстать в Москве впервые, и эту заявку не назовешь неудачной.

Правда, музыкальную составляющую здорово усилили за счет вокалистов-«варягов» (по части мужского пения). На самую ответственную теноровую партию Ричарда позвали Ивана Гынгазова из московского «Геликона», обладателя незаурядного голоса: он взял все высокие ноты по высшему классу – ярко, мощно, энергично и самое главное – красиво, насытил партию достоверной экспрессией, словом, бесспорно, стал эмоциональным центром спектакля. Не менее значимую партию Ренато блистательно исполнил мариинский баритон Владислав Сулимский, продемонстрировавший чудеса осмысленного, выразительного бельканто, создав образ мощный и противоречивый – более чем сильного героя, настоящего антипода главному протагонисту. И даже на небольшую, но ответственную партию Тома пригласили баса Владимира Комовича из Большого.

Дамы были свои и тоже показались весьма достойно. Лидировала Татьяна Ларина – лирико-драматическое сопрано с пушкинским именем: ее спинто радовало культурой и выразительностью фразировки, убедительной передачей сложного эмоционального строя ее героини Амелии. Обе арии были спеты не без блеска: по-хорошему примадоннский вокал, достойный столичной сцены. Обладательница небольшого, но звонкого сопрано Ирина Янцева артистично спела Оскара – редкую у Верди партию для легкого женского голоса. Меццо Анна Костенко в партии Ульрики продемонстрировала красивый тембр и выровненный голос, но хотелось бы большей мощи, пения более харизматичного и яркого: ведь от вокала колдуньи должны по-настоящему пробирать мурашки, тем более что для этой героини в спектакле режиссером была уготована роль, далеко выходящая за рамки ее картины.

Полноту музыкального благополучия самарского «Бала» завершают качественные хор и оркестр под управлением Евгения Хохлова: маэстро удалось подчеркнуть все красоты великой партитуры, выявить драматизм и совладать с формой. На техническом уровне игра оркестрантов и пение хористов не вызывали никаких вопросов, но это только полдела: главное, что это было очень убедительно эмоционально, сыграно и спето с отношением, стилистически правильно и достоверно.

Но не все так однозначно с самим спектаклем как театральным продуктом. Он появился весной прошлого года: молодой режиссер Филипп Разенков и прославленный художник Эрнст Гейдебрехт (Германия) в содружестве с Татьяной Ногиновой (костюмы) и Ириной Вторниковой (свет) решили попробовать модный в последнее время в отношении этой оперы стиль нуар (в 2018-м его уже внедрял в Большом итальянец Давиде Ливерморе). На сцене черным-черно, мрачно и пусто, лишь избранные детали указывают на локацию той или иной картины – например остов кашалота в сцене Ульрики (все действие разворачивается внутри и вокруг скелета морского обитателя) или обилие напольных зеркал на Поле висельников. Визуальный ряд обрел брутальный колорит, усиленный вкраплением ядовито-красных пятен (перчатки заговорщиков, лента самого графа, платье Амелии и пр.), что едва ли соответствует эмоциональному строю вердиевской партитуры, в которой, конечно, есть мрачные фрагменты, но есть и другие краски.

Разенков отправляет своих героев в путешествие по закоулкам бессознательного: для этого используются зеркальные шлемы, надев которые каждый попадает в некую виртуальную реальность, чреватую обострением комплексов и обнажением фрейдистских глубин. Впрочем, и без таковой «эксгумации» груза прошлого понятно, что граф – личность малоприятная, совершенно лишенная положенного по Эжену Скрибу благородства, не только посягающая на чужую жену, но и сожительствующая с секретаршей, – Оскар в данном спектакле оказывается женского пола. Ей бы, этой мисс Оскар, и стать серым кардиналом бостонского двора, но нет: роль демиурга происходящего режиссер отводит Ульрике, которая неоднократно мрачной тенью появляется в спектакле, уже не поющая, но словно довлеющая над событиями и программирующая их. Однако ни одна из этих линий внятно до конца не доведена, и каждая оставляет у публики массу вопросов. Как, например, и альтер-эго графа в исполнении актера-карлика (Виталий Нуштаев): его мимическая роль поначалу очевидна (тем более что он, аналогично Ричарду, одет в матросский костюм), однако развития у образа нет – от начала до конца он беспомощно слоняется по сцене, периодически горестно вздымая ручки. 


Читайте также


Революция становится главным подарком на Новый год

Революция становится главным подарком на Новый год

Наталия Григорьева

Сюжет фильма о событиях 1989-го не потерял актуальности и в 2025-м

0
2089
Музыка Победы в подмосковной Палестине

Музыка Победы в подмосковной Палестине

Александр Матусевич

VIII Музыкальный фестиваль под открытым небом "Лето. Музыка. Музей" в Истре посвятили 9 мая

0
1888
Москва на спорте днем и ночью

Москва на спорте днем и ночью

Елена Крапчатова

Как в столице проходил масштабный фестиваль любителей здорового образа жизни

0
2534
В Центре современного искусства AZ/ART идет вторая серия фестиваля "Алгоритмы познания"

В Центре современного искусства AZ/ART идет вторая серия фестиваля "Алгоритмы познания"

Дарья Курдюкова

Зацепиться за ландшафт

0
2106

Другие новости