0
9227
Газета Экономика Интернет-версия

27.11.2017 00:01:00

Военную базу в Архангельске отдают в концессию

Тэги: экономика, кризис, инфраструктурная ипотека, инвестиции, военная база, архангельск


экономика, кризис, инфраструктурная ипотека, инвестиции, военная база, архангельск Транспортировку военных грузов в Арктике обеспечат частные инвесторы. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Традиционных ресурсов для развития в России почти не осталось. Частных инвесторов распугали высокие риски и низкая доходность. А бюджетные вложения чиновники ограничивают из-за политики жесткой экономии. Поэтому власти ищут для инвестиций новые источники. Таким источником должна стать «инфраструктурная ипотека», то есть строительство государственных объектов частными деньгами под обещания чиновников расплатиться в будущем. 

В начале декабря правительство Дмитрия Медведева составит список строек, которые должен будет оплатить частный капитал. Уже утверждено строительство военной транспортной базы в Архангельске, на которую у государства сегодня просто нет денег.

Еще летом 2017 года президент РФ Владимир Путин предложил внедрить в РФ «инфраструктурную ипотеку». Чтобы обеспечить опережающие темпы роста экономики, нужно значительно увеличить вложения в транспорт, энергетику, связь и другую инфраструктуру. Но политика «затягивания поясов» такие вложения из бюджета фактически запрещает. А частный капитал в Россию, мягко говоря, не рвется. Поэтому и возникла такая экзотика, как «инфраструктурная ипотека». По существу, это государственное строительство в долг на условиях концессии. Государство же обещает «установить понятные, стабильные правила, защищающие интересы инвесторов». «Возврат капиталовложений предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодополучателей, выгодоприобретателей инфраструктурных объектов», – рассказывал Путин.

В Минэкономразвития оценивали, что «инфраструктурная ипотека» за три года должна обеспечить прирост инвестиций на 1% ВВП (1 трлн руб.).

Однако о том, как конкретно будет работать новый механизм, чиновники рассуждают весьма туманно. Глава Минфина Антон Силуанов прямо называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства (см «НГ» от 25.09.17).

Помощник президента Андрей Белоусов ранее пояснял, что это скорее «расширенная концессия». «Этот механизм будет отличаться от обычной концессии. Это обобщенная, расширенная концессия. Это коммерческая история. Просто это длинные деньги, и окупаемость – в течение длинного периода. Платить же будут и региональные бюджеты, и пользователи объектом, например грузоотправители, возможно, и федеральный бюджет – между всеми участниками заключается соглашение», – рассказывал он.

Отвечая же на вопрос, почему этот механизм называется ипотекой, чиновник сообщил: «Потому что, как и в ипотеке, сначала объект строится в залог, а потом в течение какого-то времени (его стоимость. – «НГ») гасится». Впрочем, это не объясняет: что заинтересованная сторона намерена предлагать инвестору в качестве залога? Или же под залогом понимаются как раз обещанные госгарантии?

Пока предполагается, что механизм будет запущен не раньше середины следующего года, то есть уже после президентских выборов. При этом только в конце сентября СМИ сообщили, что МЭР направило на рассмотрение в правительство «дорожную карту» «инфраструктурной ипотеки». В рамках этого документа министерство предлагает Центробанку снизить норму резервирования под кредиты государственно-частным партнерствам (ГЧП). В финансировании могут участвовать и эксплуатанты инфраструктуры, говорят в МЭР. В частности, их можно обязать пользоваться инфраструктурой долго и по фиксированному тарифу по принципу «бери или плати».

Еще одна идея – внедрить в России TIF (Tax Increment Financing). То есть расходы инвесторов будут впоследствии компенсироваться более высокими налоговыми поступлениями от новой инфраструктуры.

И уже в начале декабря на совещании у премьера Дмитрия Медведева могут быть утверждены пилотные проекты в рамках программы «инфраструктурной ипотеки». Однако выбор чиновников несколько озадачивает. По информации Интерфакса, в качестве таких пилотных проектов МЭР предложило строительство платной скоростной дороги Тула–Новомосковск, строительство региональных автодорог в субъектах РФ. Кроме того, создание инфраструктуры для программы «Цифровая экономика РФ», а также проекты в области строительства плодо- и овощехранилищ.

Предполагается также, как сообщают СМИ, в рамках «инфраструктурной ипотеки» построить и производственно-логистический комплекс Вооруженных сил на территории Архангельской области. В частности, еще в середине ноября премьер Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Минобороны за четыре месяца написать проект концессионного соглашения. А также заключить концессию с инвестором сроком на 16 лет. При этом уже после заключения этой концессии Минобороны должно будет в течение восьми месяцев определить объемы финансового обеспечения концессионного соглашения.

И если с платными автодорогами еще как-то понятно, то строительство овощехранилищ и логистического комплекса для Минобороны выглядит удивительно – каким образом потенциальные инвесторы смогут компенсировать свои вложения и заработать на таких проектах? Неужели строительство комплекса для Минобороны способно увеличить налоговые поступления? Или же эти объекты просто необходимы самому государству и поэтому включены в список приоритетных? Кроме того, предлагая «компенсировать инфраструктурным инвесторам затраченные средства когда-то потом», чиновники фйактически распоряжаются будущими бюджетными средствами, и расходы эти нигде не отражены.

Некоторые эксперты ранее довольно скептически оценивали перспективы этого механизма. «Отрицательной стороной… является риск траты времени на повторное изобретение велосипеда. Существующие в России формы ГЧП... уже сейчас позволяют решать поставленные задачи», – замечал в СМИ эксперт Евразийского банка развития Алексей Лазарев. Кроме того, отметили эксперты, рейтинг многих регионов и муниципалитетов не инвестиционный и сотрудничество с ними невозможно для инвесторов даже с учетом послаблений.

Не поддержали новшество и в Счетной палате. «Инфраструктурная ипотека» за три года должна обеспечить прирост инвестиций на 1% ВВП (1 трлн руб.), фабрика проектного финансирования за два года – на 0,1% ВВП (100 млрд руб.). Но эти меры характеризуются высокой степенью неопределенности, а объемы их финансирования, по нашему мнению, не могут оказать значительного влияния на прогнозируемые темпы роста инвестиций в основной капитал», – замечали в СП.

В условиях дефицита бюджета государство изыскивает новые источники финансирования, замечают эксперты «НГ». «Государство получает еще один инструмент развития регионов и дополнительные средства на реализацию своих проектов. Бизнес же получит новые объекты инфраструктуры, на которых можно заработать, как на стадии строительства, так и использования, граждане получат новые рабочие места и смогут подстегнуть внутренний спрос», – продолжает партнер практики «Промышленность» компании «НЭО Центр» Александр Ракша. Тем не менее, замечает он, основной вопрос заключается в формировании долей и кадрах, которые должны будут со стороны государства и бизнеса вести такие проекты. «И он, очевидно, будет решаться не быстро», – полагает эксперт.

Вместе с тем, к предложению властей пока больше вопросов чем ответов на них. «Например, необходимо решить, нормативно закрепить, перечень объектов, подлежащих финансированию; механизм такого финансирования (кто будет инвестором наряду с государством – частный бизнес, банки? по какой ставке будут привлекаться средства? на какой срок? в какой доле проект будет финансироваться государством? как проект будет управляться?» – задается вопросом кандидат экономических наук Владислава Полетаева. И все эти вопросы требуют решения до начала реализации механизма.

«Говоря же об инвесторах следует отметить, что крупнейшими владельцами средств являются банки, а также некоторые иные финансовые институты. Эти же институты, в силу своей специализации, способны обеспечить и должный контроль за реализацией проекта. Однако, для их участия необходимо обеспечить должную доходность. Встречающиеся комментарии относительно 2-3% вряд ли привлекут этих инвесторов к таким проектам», – сомневается Полетаева. Кроме того, продолжает она, все будет зависеть и от того, какие проекты будут финансироваться подобным механизмом. «Если это будут исключительно проекты связанные с добывающей промышленностью, например, строительство газопроводов, нефтепроводов и т.д., то экономика России так и останется зависимой от внешних факторов», – подчеркивает экономист, замечая, что помимо добывающих отраслей важно инвестировать в обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Сложно, по мнению Полетаевой, будет и обеспечить такой мерой устойчивый экономический рост. «Исследователи отмечают, что для обеспечения экономического роста необходимо к имеющимся добавить как минимум 2 трлн. руб. ежегодных инвестиций в течение 10-15 лет», – рассказывает она.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
376
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
386
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
544
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
465

Другие новости