0
2777
Газета Экономика Печатная версия

13.10.2020 20:38:00

Российские дома поумнеют из-за пандемии, если хватит денег

Для массового внедрения цифровых технологий у населения недостаточно средств

Тэги: умный дом, цифровые технологии, автономные системы, коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

умный дом, цифровые технологии, автономные системы, коронавирус, пандемия, covid 19, самоизоляция, карантин Управлять кондиционером, телевизором и кофемашиной одним нажатием кнопки – звучит потрясающе, но доступно не каждому. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Пандемия и карантинные ограничения неожиданным образом сказались на рынке устройств умного дома. В регионе EMEA (Европа, включая Россию, Ближний Восток и Африка) из-за переноса крупных спортивных мероприятий обвалился спрос на смарт-телевизоры, сообщает компания International Data Corporation (IDC). Но некоторые сегменты рынка вселили в производителей оптимизм. В России произошел всплеск интереса к автономным системам отопления, водоснабжения, освещения. Хотя говорить о массовом спросе пока рано из-за проблем с доходами населения.

В самый разгар карантинных ограничений рынок устройств умного дома в регионе EMEA сократился. Во втором квартале падение в годовом выражении составило около 7%, сообщили исследователи IDC. В региональном разрезе динамика неравномерна: так, в Центральной и Восточной Европе рынок сократился почти на 20% год к году. Исследование охватывает такие товарные категории, как смарт-телевизоры, умные колонки, термостаты, системы освещения, мониторинга и обеспечения безопасности.

Сокращение по сравнению с предыдущим годом фиксировалось почти по всем категориям, но особенно заметным был спад продаж смарт-телевизоров – они, согласно исследованию, относятся к основным видам устройств умного дома. Как пояснил старший аналитик IDC Антонио Арантес, падение обусловлено переносом крупных спортивных мероприятий на 2021 год. В годовом выражении оно составило около 12%. Но по итогам второго полугодия исследователи ожидают восстановления роста. Более того, по прогнозу IDC, в 2024 году поставки всех умных устройств в регионе EMEA должны превысить 200 млн единиц против примерно 111 млн, ожидаемых по итогам 2020-го.

В России, однако, ситуация не столь однозначна: ограничения, связанные с пандемией, для некоторых потребителей стали поводом ускориться с обустройством именно умного жилища. Например, как показал мониторинг, который проводился с апреля по июль экспертами компании Frisquet, потребительский интерес к удаленным системам управления и обслуживания отопительного оборудования вырос за указанный период на 34% по сравнению с уровнем до пандемии. Одна из причин – нежелание домовладельцев лишний раз пересекаться вживую с техническими специалистами, обслуживающими котлы. Речь идет прежде всего о загородных домах. Также заметно – на 23% – вырос интерес к экономичности отопительного оборудования.

Как сказал «НГ» директор по экспорту Frisquet Армен Калинин, ссылаясь на экспертные оценки, примерно каждый четвертый житель РФ пользуется отдельными системами и технологиями умного дома. В следующем году спрос однозначно вырастет, добавил он. По прогнозам компании, уже каждый второй клиент будет интересоваться предложениями, связанными с такими технологиями. Одна из причин – «в 2020 году россияне пережили стресс самоизоляции, и многие считают, что карантин был не последним», отметил Калинин.

Интерес к такого рода разработкам, связанным с технологиями умного дома, безусловно, повышается, «и косвенно мы можем отследить это по росту спроса на энергоэффективные продукты», подтвердил «НГ» директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров. Продажи таких товаров растут на 5–7% в год и даже более. В последние несколько лет заметен рост спроса на умные устройства в области электрооборудования для жилых пространств, продолжил продакт-менеджер Schneider Electric Максим Брок. По его словам, динамика возрастает с каждым годом, «и на 2021 год можно прогнозировать двузначный рост».

Рынок решений для умного дома развивается в России очень интенсивно, но все же отстает от западного, уточняют IT-специалисты. В России такие технологии пока кажутся экзотическими. «Также есть предубеждение, что умный дом – это обязательно дорого. Оно вызвано тем, что раньше жилье оборудовали различными датчиками, розетками и приборами, поддерживающими Wi-Fi, главным образом в элитном сегменте, причем чаще всего владельцы частных загородных домов, а не квартир», – пояснил «НГ» директор технического департамента «ХайТэк» Дмитрий Ласьков.

Хотя сейчас, по его словам, ситуация начала меняться: «Автоматизированные системы безопасности, контроля и учета доступны россиянам со средним уровнем дохода, а жилые комплексы превращаются в отельные цифровые экосистемы – такие новостройки все чаще предлагают застройщики». Предпосылками массового распространения технологий умного дома стало, по его словам, удешевление стоимости средств автоматики, микропроцессорной техники вследствие эффекта масштаба.

«Сама технология умного дома в России существует уже достаточно давно. Но ввиду премиальности решения она всегда занимала узкую нишу. Однако в последние годы появились более простые и доступные системы автоматизации, построенные на беспроводных протоколах и управлении через приложение», – уточнил Брок.

Но некоторые представители отрасли все же считают проблему платежеспособного спроса очень актуальной. Если перечислить препятствия для массового внедрения в России технологий умного дома, то, во-первых, как говорит Калинин, нужно упомянуть, что умный дом – это достаточно дорого: «Интеллектуальная техника, которую можно интегрировать в такую систему, стоит в два-три раза больше, чем обычная». «Во-вторых, проблема – отсутствие единых протоколов передачи данных: умный дом – это не набор отдельных приложений в смартфоне, а единая система, в ней все взаимосвязано. В-третьих, в России не всегда корректно работает интернет, есть перебои с электричеством, особенно за городом», – перечислил он. «На мой взгляд, умный дом как система в России пока не получает большого распространения. Развиваются ее отдельные элементы, но пока не хватает большей коллаборации между производителями. Помогает общая тенденция к цифровизации, а препятствуют, с моей точки зрения, два фактора. Первый – финансовый. Такие продукты стоят дорого, а рынок наводнен дешевыми неэнергоэффективными товарами. Второй фактор – недостаточная информированность покупателей», – пояснил Захаров.

Представители рынка недвижимости подтверждают, что пока в России небольшой процент населения пользуется новыми технологиями умного дома. «В основном речь идет о молодых людях возраста 25–30 лет и взрослых мужчинах 45–50 лет, – сказал «НГ» руководитель департамента аналитики и консалтинга «НДВ – Супермаркет недвижимости» Сергей Ковров. – Не каждый готов покупать специализированное оборудование, настраивать его». Однако уже сегодня есть жилые комплексы, «где по взмаху руки открывается окно, а вместо батарей квартиру отапливают теплые полы». Чаще всего такие новации встречаются в новостройках бизнес-класса и выше. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Дарья Гармоненко

Регионы, где введено однодневное голосование, могут пересмотреть процедуру волеизъявления

0
1530
Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Анастасия Башкатова

Реальные пенсии в России перестали усыхать

0
3393
Станет ли возвращение коронавируса политической проблемой

Станет ли возвращение коронавируса политической проблемой

В обществе и без ковида появилось слишком много стрессовых факторов

0
5403
Россиянам предрекают рост цифрового неравенства

Россиянам предрекают рост цифрового неравенства

Ольга Соловьева

Опытный интернет-пользователь в РФ – каждый третий, в ЕС – каждый второй

0
2649

Другие новости