0
5832
Газета Экономика Печатная версия

06.10.2022 20:20:00

Россияне не находят привычных товаров

Две трети потребителей указали на сокращение ассортимента в магазинах

Тэги: торговля, ассортимент, снижение, непродовольственные товары, санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

торговля, ассортимент, снижение, непродовольственные товары, санкции Покупателям предстоит экспериментировать с другими брендами бытовой техники и электроники. Фото РИА Новости

Более двух третей российских потребителей зафиксировали сужение ассортимента в магазинах за последние три месяца, особенно это касается непродовольственных товаров, бытовой техники и электроники, сообщил холдинг «Ромир». Как пояснили в Национальном агентстве финансовых исследований (НАФИ), лояльность россиян к отечественным непродовольственным товарам в принципе ниже, чем к продуктам питания. Есть, конечно, поставщики из дружественных стран. В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) рассказали о замещении брендов новыми игроками, предлагающими аналогичные по характеристикам товары. Но каждый второй потребитель пока все равно хотел бы возвращения тех марок, к которым привык, будь то средства гигиены или техника.

За последние три месяца ассортимент в российских магазинах сократился – такое мнение высказали 68% участников исследования, проведенного в сентябре холдингом «Ромир». В его основе Единая панель данных, охватывающая 40 тыс. жителей российских городов.

Наиболее ощутимое изменение ассортимента потребители заметили в секторе непродовольственных товаров – это прежде всего бытовая химия и средства личной гигиены: 45% упоминаний. На втором месте бытовая техника и электроника – 32%. Далее следуют автомобили, а также одежда и обувь, набравшие примерно по 30% голосов.

Сильнее всего потребители хотели бы возвращения привычных им марок в бытовой технике и электронике (57% респондентов), автомобилях (53%), непродовольственных товарах (50%), одежде и обуви – 50%.

Как пояснила «НГ» директор М-Ромир Ксения Пайзанская, в исследовании делается акцент не на рыночном изменении ассортимента, а на том, что именно в этих изменениях оказалось наиболее чувствительным для покупателей.

«И если мы говорим про восприятие людей, то предметы личной гигиены, бытовая химия – это то, чем люди пользуются каждый день, к чему привыкают и выбирают своих фаворитов. Поэтому здесь намного заметнее, если любимый продукт пропал с полки, да и перестроиться не так легко», – уточнила Пайзанская.

Эксперты НАФИ, в свою очередь, пояснили «НГ», что если говорить не про реальный дефицит товаров, а потенциальный, то наибольший страх у наших сограждан вызывает недостаток лекарств и медицинского оборудования (об этом говорят 42% участников соответствующего опроса), продуктов питания (30%), запчастей для автомобилей (30%), электроники (27%), материалов для строительства и ремонта – 26%.

Причем в НАФИ отметили, что «лояльность россиян отечественным непродовольственным товарам ниже, чем к продуктам питания». По данным агентства, российские потребители в меньшей степени готовы покупать отечественные электронику (27% опрошенных), бытовую технику (31%), автозапчасти (21%), автомобили (27%) и лекарства – 46%.

«По двум категориям – автомобили и электроника (смартфоны, компьютеры) – каждый десятый говорит, что вовсе откажется от покупки, если не будет модели, произведенной за рубежом», – добавили в НАФИ.

Как сообщила «НГ» аналитик Центра экономики рынков Екатерина Павлова, с точки зрения отечественного производства неоднозначна ситуация, в частности, в сегменте бытовой химии. «Российские производители, чей производственный процесс сильно зависит от импортного сырья и материалов, в целом сократили объемы выпуска отечественной бытовой химии», – пояснила она.

Это касается шампуней и других средств для волос, дезодорантов, средств для бритья – судя по приведенным экспертом данным, речь идет о падении выпуска в первом полугодии на 20–30% в годовом сопоставлении.

Одновременно с этим в отдельных категориях непродовольственных товаров мы видим значительный рост объемов отечественного производства в первом полугодии 2022 года, говорит Павлова. Это касается прежде всего детской одежды, а также обуви, включая спортивную, мебели, стройматериалов, да и даже компьютеров – в их случае рост выпуска, по приведенным данным, составил 59% в годовом сопоставлении.

Мнения же о ситуации с альтернативными поставщиками в сфере бытовой техники и электроники разделились. Как сказал «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, «самая непростая история на рынке сейчас с электроникой, в частности со смартфонами, которые никогда не делали в нашей стране».

Также он упомянул ситуацию с бытовой техникой. «Да, локальные производства большей части брендов были у нас и в странах Евразийского экономического союза, однако сейчас они перестали производить достаточные объемы и соответственно отгружать товары», – утверждает Соколов. «Именно в этих двух категориях сейчас наблюдается товарная яма, но это было ожидаемым, – продолжил он. – Исходя из сегодняшних реалий, мы считаем, что это явление носит временный характер и через месяц-полтора ассортимент восстановится». Эксперт сообщил о начале поставок параллельного импорта.

Директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов сказал «НГ», что в целом сейчас вопрос сужения ассортимента, который наблюдался весной-летом, удалось решить путем замещения «привычных» брендов новыми игроками из Азии (Турции, Китая, стран Средней Азии), а также начавшимися поставками по каналам параллельного импорта.

«Практически в каждой категории сегодня на рынке представлены аналогичные привычным для пользователей по потребительским характеристикам товары», – говорит Гуськов.

В пресс-службе М.Видео-Эльдорадо сообщили «НГ», что в большинстве категорий ассортимент соответствует тому, который был на начало года: «У пользователей есть выбор по функционалу, брендам, ценовым сегментам». И речь идет как об уже известных потребителям брендах, так и о новых – будь то китайских, турецких или российских.

«Если говорить об ассортименте, например, в такой востребованной категории, как смартфоны, то только в среднем ценовом сегменте он вырос примерно на 30–40 новых моделей», – добавили в компании. И по альтернативным опросам, на которые сослались в пресс-службе, большинство респондентов как раз готовы покупать новые или малоизвестные бренды электроники.

Потребительский рынок трансформировался, но вопрос дефицита электробытовой и компьютерной техники в принципе не стоит, продолжил Гуськов. При этом он отметил, что сейчас наблюдается падение спроса, нетипичное для осени – обычно высокого сезона, и это тревожная тенденция. Хотя нетипичной была и ситуация весны, когда вместо затишья случился бум продаж. 

О том, что вопрос сужения ассортимента бытовой техники и электроники уже удалось решить, сообщает и Минпромторг. Указали в ведомстве на рост собственного производства: «Например, объем производства телевизоров в РФ вырос на четверть, планшетов в 2,5 раза, принтеров в 5 раз по сравнению с началом года».

«В сегментах парфюмерии, косметики и бытовой химии сегодня проблем с обеспечением также не наблюдается. Не все бренды, которые заявили о своем выходе с рынка, в действительности его покинули, – продолжили в Минпромторге. – А те, кто действительно ушел, уже сегодня ввозятся в страну через параллельный импорт». Вместе с этим наблюдается увеличение объема отечественных продуктов на полках.

Однако можно отметить и рост цен на продукцию, особенно на зарубежные бренды, добавили в министерстве. «Очевидно, что введенные санкции со стороны недружественных стран прямо влияют на ценообразование продукта и его логистику. Поэтому сегодня Минпромторг прикладывает все усилия для поддержки отечественных производителей, чтобы они могли обеспечить приемлемый уровень цен для потребителя», – уточнили в ведомстве.

Помимо этого министерство сообщило об увеличении отгруженных товаров собственного производства легкой промышленности. В России есть ряд представителей масс-маркета с российским производством, которые могут предложить актуальные модели одежды на будущий сезон с хорошим соотношением цены и качества. Минпромторгом проводится актуализация начатого в предыдущем году исследования российских брендов одежды, обуви и т.д.: «По предварительной оценке, уже можно сказать, что именно брендов, которые производятся на территории РФ, в настоящее время насчитывается порядка 2 тыс.». В декабре Минпромторг опубликует актуальный перечень всех брендов.



Читайте также


России придется извлечь уроки из санкционной войны

России придется извлечь уроки из санкционной войны

Михаил Сергеев

Государственные инвестиции не помогают исправить сырьевую деформацию российской экономики

0
2373
Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.02.24

0
4090
Пашинян пожаловался французам на Москву...

Пашинян пожаловался французам на Москву...

Светлана Гамова

Санду поблагодарила США за санкции против молдавского депутата

0
3867
Против России ведены новые западные рестрикции...

Против России ведены новые западные рестрикции...

Михаил Сергеев

Проблемы в расчетах сократили импортные поставки

0
3807

Другие новости