0
208
Газета Экономика Интернет-версия

28.08.2025 08:36:00

Почему стоит стать промышленным туристом


Фото предоставлено пресс-службой ПАО «КАМАЗ»

Еще несколько лет назад промышленный туризм был экзотикой, а сегодня становится все более популярным. Причем не только среди любителей нестандартных маршрутов, но и у широкой публики: семьи с детьми, студенты, бизнесмены и офисные работники открывают для себя заводы, фабрики, шахты и технопарки. По прогнозам аналитиков, в 2025 году российская промышленность примет свыше 2,2 миллионов туристов. Что делает этот формат путешествий таким привлекательным и как проходит экскурсия по работающему заводу разберем на примере проекта «Ростех Промтур»?

Экскурсия на российский завод спорткаров

По сборочному цеху российского производителя спорткаров змейкой вьется конвейер. Интересно, почему не сделали его как обычно прямым? У нашего экскурсовода Алексея есть ответ: «Особенность производства — такая форма конвейера удобнее для ручной сборки. А на нашем заводе вся сборка только ручная». 

Завод LADA Sport, дочка отечественного автомобильного гиганта АВТОВАЗ, открылся в 2012 году, но это не значит, что до этого в России не было автоспорта. Впервые советские гонщики участвовали в международном ралли в 1958 году на автомобилях ВАЗ-21, а в 1967-м победили в гонке, проходившей по пустыням Эфиопии. В 1971-м в Тольятти открыли спортивное подразделение и наладили выпуск спорткаров. Создание бренда LADA Sport стало логичным этапом развития этого направления.

Сейчас на заводе работают 283 человека — совсем немного по меркам тольяттинского автогиганта. На подготовку одного гоночного автомобиля уходит около трех месяцев.

250827-3.jpg

Фото предоставлено ООО «ЛАДА Спорт»

Тем не менее, с конвейера LADA Sport ежедневно сходят 27 автомобилей: в среднем по одному спорткару на 10 сотрудников в день. Конвейер состоит из 28 постов сборки и каждый оператор цеха может выполнять на своем посту до 30 операций. 

Продемонстрировав нам установку электрики, шумоизоляции, ремней безопасности, сидений, стекол, стоек амортизации, а также облицовку, сборку приборной панели и бампера, Алексей приглашает нашу небольшую экскурсионную группу в высокую зону на «свадьбу»: так автовазовцы называют процесс соединения трансмиссии, двигателя и кузова при помощи гидравлических подъемников.

После «свадьбы» спорткары уже гораздо больше похожи на готовые автомобили, чем на их полуфабрикаты, но впереди у них еще много важных этапов. Например, установка выхлопных систем разработки конструкторов LADA Sport, обеспечивающих двигателям свободное дыхание. Эти системы изготавливают в сварочном цеху, где сварщики в масках и синих отсветах напоминают современных алхимиков.

После сварочного цеха экскурсовод снова возвращает нас в сборочный, чтобы показать заключительные этапы выпуска спорткара: установку колес и облицовки дверей, заливку технических жидкостей, развал-схождение и, наконец, пост проверки внешних дефектов. «Мы работаем по системе предзаказа. Это значит, что все автомобили, которые вы видите, уже заказаны дилерскими центрами», — с гордостью поясняет Алексей.

Погружение в живую экономику

Промышленный туризм — это возможность заглянуть за кулисы производственного процесса и увидеть, как создают вещи, которыми мы пользуемся ежедневно. Автомобили, самолеты и электричество обретают новый смысл, когда видишь, сколько знаний, усилий и технологий за этим стоит. К тому же, это шанс попробовать себя в новой роли — пусть и на несколько часов. Надеть каску, пройтись по цеху, послушать инженера и ощутить, насколько сложен и интересен мир, скрытый за знакомым словом «промышленность».

Такой опыт помогает иначе взглянуть на экономику страны. Мы привыкли судить о промышленности по сухим цифрам и новостям о ВВП, но когда оказываешься внутри действующего завода, статистика оживает. Это особенно важно для молодежи, которая выбирает профессию: увидеть работу инженеров, конструкторов, технологов и операторов куда нагляднее, чем любая лекция.

У многих предприятий, особенно в России, богатая история. Так, в рамках программы «Ростех Промтур», можно отправиться на экскурсию не только на завод LADA Sport, но и на дореволюционный, но сильно модернизированный «Металлист», где уже больше ста лет производят протезы, или на знаменитый КАМАЗ, который состоит из десятка разных заводов. 

250827-4.jpg
Фото предоставлено ООО «ЛАДА Спорт»
Краснокирпичные корпуса «Металлиста» или целый город, раскинувшийся на огромной территории КАМАЗа, не просто производственные объекты, а настоящие памятники эпох. И живое доказательство того, что, вопреки стереотипам, успехи промышленности не остались в далеком прошлом. 

Например, современный магистральный тягач КАМАЗ - и внешне, и по “начинке” - мало чем отличается от именитых западных собратьев. А на том же “Металлисте” сегодня делают настоящий хайтек - биоэлектрические протезные модули с процессорами, словно из фильмов про роботов. 

Такие заводы несут в себе культурный код страны, рассказывают о ее развитии, трудовых подвигах, научных прорывах. Экскурсии по таким местам дают возможность соприкоснуться с историей в ее материальном воплощении. Вместо музейных экспонатов за стеклом — работающие цеха, в которых звучит шум станков и пахнет маслом. Такой туризм развивает уважение к труду и инженерной мысли, которую легко недооценить в повседневной жизни.

Не стоит забывать и об эстетике. Заводы и фабрики — это не только про машины и трубы, но и про масштаб, ритм и графику. Индустриальные пейзажи все чаще становятся объектом интереса фотографов и блогеров. Огромные турбины, печи и конвейеры впечатляют не меньше, чем природные ландшафты.

Промышленный туризм — это путешествие за грань привычного. Он помогает понять, как работает промышленность, увидеть красоту в необычном и найти вдохновение там, где его, казалось бы, быть не может. И, возможно, именно за этим — новым пониманием себя и окружающей реальности — стоит отправиться в такую поездку уже в ближайшее время.

 


Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
527
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
896
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
726
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
776

Другие новости