0
82
Газета Экономика Интернет-версия

25.12.2025 12:34:00

Страховщики уходят в цифру

«Ингосстрах» выстраивает путь клиента онлайн


Иллюстрация Digital Insurance Stock photos by Vecteezy

Цифровые каналы становятся базовым способом взаимодействия бизнеса с клиентом. Привычка потребителей, особенно молодежи, решать все вопросы электронным дистанционным способом формирует ожидание скорости и прозрачности в том числе и от финансовых институтов. Страховые услуги не исключение, и в этом контексте показателен кейс «Ингосстраха»: компания последовательно закрывает ключевые клиентские сценарии онлайн – от покупки полиса до урегулирования убытка и экспериментов с новыми платежными инструментами.

Поколенческие цифровые привычки сегодня выглядят довольно прагматично. У аудитории, в первую очередь молодой, меньше терпимости к длинным процедурам и больше запросов на сценарий «решить все здесь и сейчас». Бизнес адаптируется, повышая качество клиентского пути и доступность каналов.

В исследовании Insurance Contact Center & Digital Channels 2025 отмечается важность цифровых каналов для российских страховщиков. Так, доля компаний, использующих чат-боты, в этом году выросла на 35%. По качеству консультаций клиентов, то есть полноте, точности и скорости ответа, лидирует чат на сайте – 83% вопросов там решаются за 15 минут против 70% год назад. MAX закрывает за это время 55% запросов, «ВКонтакте» – половину.


Цифровое лидерство

Это глобальная тенденция последних лет: как подчеркивает, например, консалтинговая компания EY, страховщикам во всем мире приходится обновлять продуктовые и операционные модели с учетом оцифровки клиентского пути. Аудитория демонстрирует явный перекос в пользу онлайн‑каналов: 80% участников опроса в семи странах заявили, что готовы покупать медицинское страхование цифровым способом, 73% – страхование жизни, а почти 60% предпочитают связываться с агентом или брокером по цифровым каналам.

Параллельно с этим усиливается запрос на бесшовный путь из любого канала: клиент ожидает, что оформление, сопровождение и сервис будут доступны в удобной точке контакта, без потери контекста и с понятными статусами по обращению. В практической плоскости широкий набор цифровых точек контакта означает, что клиенту не нужно помнить, где именно он начинал путь: часть операций закрывается в приложении, часть – в мессенджерах, часть – через сайт или маркетплейсы, а статус и документы доступны в личном кабинете.

В России исследованием цифровой зрелости страховых компаний занимается агентство SDI360. Лидерам необходимо получить высокие баллы по представленности в цифровой среде, продвижению и коммуникациям, онлайн-продажам. Клиенты таких компаний могут дистанционно оформить или продлить страховой полис, заявить об убытках, задать вопросы круглосуточной службе поддержки.

В группу лидеров традиционно входит «Ингосстрах»: к примеру, в этом году он признан SDI360 лидером частично цифрового урегулирования убытков по ОСАГО, каско и страхованию от несчастного случая: самостоятельная фотофиксация ДТП и онлайн-осмотр экономят время и упрощают процесс, а полный электронный документооборот исключает визиты в офис. Компания также запустила электронные продажи полисов комплексного ипотечного страхования. Мобильное приложение «Ингосстраха» IngoMobile не раз признавалось лучшим на рынке, а в прошлом году компания победила в номинации «Каско года» ежегодной премии финансового маркетплейса «Сравни» в том числе благодаря удобности как раз приложения.


ИИ меняет страхование

Еще одна часть цифровой трансформации обычно менее заметна клиенту, но сильно влияет на экономику: это автоматизация рутины и поддержка решений в андеррайтинге, коммуникациях, выявлении мошенничества и урегулировании с помощью искусственного интеллекта (ИИ). В ходе опроса, проведенного консалтинговой компании Deloitte среди американских страховых компаний, 76% респондентов сообщили о внедрении генеративного ИИ как минимум в одной бизнес‑функции.

Еще одна консалтинговая компания BCG приводит пример, когда крупный европейский страховщик ожидает повышения производительности на 20-30% при масштабном применении ИИ для административных задач, связанных с урегулированием. В прикладном смысле это поддерживает тот же клиентский запрос на скорость и прозрачность: быстрее обрабатываются документы и уточнения, сокращается «ручная» рутина, а клиент чаще получает решение без лишних шагов.

В России «Ингосстрах» разработал целый собственный AutoML-фреймворк – набор технологий для автоматизации процесса построения, тестирования и мониторинга машинного обучения. Благодаря этому удалось увеличить конверсию CRM-коммуникаций (инструментов, которые напрямую влияют на эффективность коммуникаций с клиентами) на 20%, а средний чек – почти на 40%.

ИИ может использоваться в ряде клиентских и внутренних процессов. Например, модели оценки рисков на этапе андеррайтинга позволяют предлагать более справедливую цену, а алгоритмы прогнозирования частоты убытков используются при тарификации массовых продуктов. Автоматизация процесса урегулирования убытков на основе фото- и видеофиксации сокращает время выплат и повышает удовлетворенность клиентов. Рекомендательные системы на сайте и в мобильном приложении помогают подобрать подходящий продукт и стимулируют перекрестные продажи.
Для ускорения цифровой трансформации «Ингосстрах» в октябре 2025 года заключил соглашение со «Сколково». Соглашение сфокусировано на развитии инноваций, включая внедрение ИИ, и предусматривает совместные исследовательские программы и акселерацию стартапов. Компания стала первым официальным партнером фонда среди страховщиков, получив доступ к передовым технологиям и рынкам.


Первые в MAX

Отдельная линия цифровизации в 2025 году – эксперименты с инфраструктурными финтех-инновациями, которые требуют участия банков и платформенных игроков и в итоге меняют клиентский сценарий оплаты. 2 июля 2025 года «Ингосстрах» сообщил, что стал первой компанией, подключившейся к тестированию платформы цифрового рубля через инфраструктуру двух коммерческих банков, что позволяет принимать платежи за полисы в цифровой валюте.

Компания присоединилась к тестированию цифрового рубля еще в 2023 году как торгово‑сервисное предприятие. В тот же период она первой на страховом рынке провела продажи полисов – для путешественников и от несчастного случая – за цифровую валюту.

Параллельно идет работа с упаковкой сервисов в мессенджеры. В сентябре 2025 года «Ингосстрах» объявил о запуске мини‑приложения в национальном мессенджере MAX. Оно включает ключевой функционал: доступ к личному кабинету, оформление и продление полисов, а также урегулирование убытков. Это первый пример выхода страховой компании в экосистему российского национального мессенджера.

Запуск мини-приложения решает задачу удобства и доступности страховых услуг: теперь клиентам не требуется скачивать и устанавливать дополнительные приложения из магазинов. Это улучшает клиентский опыт и устраняет технологические барьеры: услуги предлагаются там, где пользователям удобно и привычно.


Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
922
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
868
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
971
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
856