0
1175
Газета Образование Интернет-версия

17.03.2006 00:00:00

Кейсы – это весело

Тэги: бизнесобразование, кейс


бизнес-образование, кейс Роль преподавателя на кейсах, как дирижера при оркестре. Преподаватель ИБДА Борис Попов – один из лучших, работающих сегодня по кейсам.
Фото Александра шалгина (НГ-фото)

«Не опаздывать! – строго предупредили в ректорате, когда мы попросили пустить нас на занятия по кейсам. – У нас строго!» Мы пришли вовремя, а солидные «студенты» тянулись еще минут 20. Перед началом работы над кейсами (так называют разбор ситуаций) кандидат экономических наук, преподаватель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Борис Попов уверился, что бизнесмены в ладах с теорией. Начал с азов, а далее по нарастающей: от простого к сложному. Поговорив о характеристиках рынка, перешли непосредственно к описанию деятельности самой компании, которую слушателям, объединившимся по командам, предстояло вытащить отнюдь не из простой ситуации. Слушатели зашуршали бумагами, просматривая графики и схемы, а мы поинтересовались у Бориса Попова: идет ли речь о какой-то конкретной фирме? «Нет, но материал, конечно, реальный. Мы сотрудничаем с фирмами и корпорациями и используем затем эти данные в кейсах, изменяя, разумеется, цифры и названия компаний. На кейсах рассматриваем ситуации, которые содержат самое большое количество ошибок».

О кейсах заговорили в начале ХХ века в бизнес-школе Гарвардского университета. В то время кейс использовали главным образом для подготовки юристов, которые изучали прецеденты в юридической практике. Упор делался на самостоятельную работу, в процессе которой рассматривалось большое количество практического материала. Основной целью кейс-метода является передача знаний через рассмотрение конкретной ситуации, в процессе работы с которой слушатели приобретают навыки анализа, обсуждения и презентации, а также навыки командной работы. «Слушателям программы МВА ВАВТ, имеющим практический опыт, нравится кейс-метод, интересно на занятиях обсуждать практические проблемы, с которыми им пришлось или придется столкнуться, – рассказала в интервью «НГ» Ольга Андреева, – профессор кафедры маркетинга, декан факультета профессиональной переподготовки Всероссийской академии внешней торговли. – В ходе иногда «горячих» дискуссий наши слушатели стремятся поделиться со своими коллегами теми методами, с помощью которых они надеются достичь высоких результатов и избежать ошибок. Безусловно, дискуссия, привычная для топ-менеджеров обстановка живого процесса обмена опытом и знаниями дают большую возможность, чем материалы лекций, найти ключи к дальнейшему самосовершенствованию и развитию своих организаций».

На нашем занятии объявили перерыв. Кто-то пошел перекурить, но большинство менеджеров продолжили работу. Увидев, как горят глаза у спорящих молодых бизнесменов, мы задали Борису Попову коварный вопрос: «А ведь, наверное, хочется иногда практикующему преподавателю (по совместительству еще и консультанту какой-нибудь компании) «пропустить» через такую аудиторию свою собственную работу?» – «Так часто бывало во времена СССР, – остался невозмутим преподаватель, – студента всегда использовали в качестве бесплатного мозгового центра. Сейчас это значительно реже. Но если преподаватель и дает студентам решать это задание, то по крайней мере он должен его предварительно прорешать сам, чтобы знать ответ┘ А вообще, любопытно узнать мнение по какой-нибудь проблеме у такой яркой аудитории, потому что у слушателей сознание еще не зашорено и они могут подсказать весьма неожиданное решение».

Роль преподавателя на кейсах, как дирижера при оркестре. «Только не надо думать, что на занятиях по кейс-методу обходится без проблем. Дело это требует серьезной подготовки, а ритм современной жизни требует своего. В результате преподаватели сталкиваются с реальностью, когда они не в состоянии провести занятие с использованием кейса, – рассказала нам Ольга Андреева. – Учитывая эти факты, в Академии внешней торговли все больший удельный вес в процессе реализации программы МВА занимают не «настоящие» кейсы, а мини-бизнес-ситуации, которые могут быть рассмотрены в рамках одного занятия. Преподаватели пришли к выводу, что построить курс исключительно на основе технологии ситуационного обучения практически невозможно. Вот почему в нашей бизнес-школе по отдельным направлениям на кейсы приходится не более 30% учебного времени. При этом с традиционным классическим разбором ситуации в аудитории в ВАВТ все шире используется самостоятельный письменный разбор кейсов с последующим обсуждением с преподавателями. Многие бизнес-школы идут по этому пути – используют более современные инновационные технологии. Мы тоже проводим тренинги, видеотренинги, деловые компьютерные игры, симуляции. Ведь любые знания усваиваются легче, если они проводятся в форме ролевой игры. Наши слушатели независимо от их ранга с увлечением играют, разоряются и богатеют во время игры, а затем иногда в очень оживленных дискуссиях анализируют результаты. Мы пришли к выводу, что учебные программы для взрослых целесообразно формировать следующим образом: краткие лекции, сопровождаемые конспектами и другими методическими материалами, должны занимать в среднем не более 40% учебного времени, кейсы – 15%, тренинги и симуляции – 25%. И 20% – самостоятельное выполнение заданий».

На нашем занятии слушатели приступили к презентациям┘ С непростой ситуацией справились быстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
243
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
310
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
349
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
340

Другие новости