 Грызть гранит науки китайские школьники могут бесплатно только первые девять лет.
				
									
						 
						Грызть гранит науки китайские школьники могут бесплатно только первые девять лет.
Фото Reuters					
									
Нынешний 2007 год официально объявлен Годом Китая в России. И одним из действительно важных мероприятий стал проект «Россия–Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI века. Сравнительный анализ». Недавно в Москве состоялась презентация доклада, подготовленного в рамках этого проекта. Проект был осуществлен при поддержке Федерального агентства РФ по образованию и Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества.
«Китай и Россия начали реализацию реформ с достаточно разных исходных позиций – и экономических, и культурных. Но тем не менее наши страны поставили во многом сходные задачи, – рассказала «НГ» научный редактор доклада, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Нина Боревская.И главная из них – прорыв в информационное общество».
В Китае на всех этапах развития страны школа была мощным государственным учреждением, жестко встроенным в государственную систему и являющимся важнейшим рычагом и инструментом политической структуры. В России образование в принципе никогда не было приоритетом.
«В Китае все общественные и революционные движения всегда возникали с реформы образования и в стенах учебных заведений, – поясняет Нина Боревская. – Например, знаменитое антиимпериалистическое и общемодернистское движение 4 мая 1919 года зародилось в стенах Пекинского университета. В момент, когда во всех странах образование вышло на первый план, в Китае это очень органично легло на многовековую традицию».
К началу XXI века в Китае была поставлена задача свести неграмотность среди людей 15–50 лет до 5%. Но, по мнению исследователей, на данный момент она еще не решена полностью – по-прежнему существуют огромные различия между городом и деревней. Среди лиц старше 50 лет неграмотность превышает 10%. Именно поэтому в планах на 2004–2007 годы в Китае были выделены две ключевые проблемы: сельская школа и профессиональное образование на уровне начального и среднего.
До реформ в Китае, как и в России, была очень жесткая система прописки, и миграция населения была практически невозможна. А когда ее ослабили, огромный поток сельских жителей Китая – примерно 140 млн. человек – хлынул в города. Сельское население страны уменьшилось с 80% до 60%. Возникли большие проблемы с обучением мигрантов. К тому же образование не является полностью бесплатным: по закону 1986 года бесплатны только первые девять лет обучения в школе. Именно поэтому в 2006 году была принята новая редакция закона «Об обязательном образовании». В нем предусмотрено запрещение текущих взносов и освобождение сельских студентов от платы за учебники.
Сегодня система образования в Китае выглядит следующим образом. 9 лет – обязательное, 12 лет – полное среднее. После окончания 12-летки можно поступать в высшее учебное заведение. В начале реформ в вузы поступало около 4–5% учащихся, с начала 1990-х годов этот показатель увеличился до 18–19%. Однако для сельских жителей высшее образование по-прежнему малодоступно, так как бесплатных вузов в стране сейчас нет вообще. Правда, существует система социальных и поощрительных стипендий, а также отмена платы за обучение для особо талантливых.
Кстати, в Китае удачно работает система образовательных кредитов. Процентная ставка гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. Но надо отметить, что проблема возврата кредита стоит так же остро, как и в России.
Среднее профессиональное образование в Китае соответствует нашему начальному профессиональному образованию. А вот российское среднее профессиональное образование можно сравнить с высшими профессиональными колледжами в Китае. Эта система очень напоминает немецкую систему высших профессиональных школ. Существует сейчас и огромное количество (60%) среди вузов так называемых высших краткосрочных профессиональных учреждений, обучение в которых составляет 2–3 года.
Что касается выпускных и вступительных экзаменов, то в Китае действует система единого общегосударственного экзамена, чем-то схожая с нашей системой ЕГЭ. При сдаче этого экзамена абитуриенты выбирают несколько приоритетных для себя вузов и, если это возможно, в дальнейшем зачисляются в один из них – в зависимости от количества набранных баллов.
Вот с чем в Китае проблем нет, так это с общежитиями. Все университеты имеют свои кампусы, где в обязательном порядке живут все учащиеся, вне зависимости от того, приехали ли они из другого города или являются жителями города, в котором учатся. Малообеспеченные студенты часто получают работу прямо в кампусе.


 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
		 Надежда Колосова
						 Надежда Колосова						 					 
						 
						 
						