1
6711
Газета Образование Печатная версия

09.06.2021 19:01:00

В дискуссии об отмене ЕГЭ содержательная сторона уходит на второй план

Чиновники и педагоги уже "притерлись" к экзамену и заменять его не собираются

Тэги: гкольное образование, школа, госэкзамен, егэ


гкольное образование, школа, госэкзамен, егэ Сергей Кравцов заявил, что у него нет планов заменить ЕГЭ альтернативными механизмами оценки знаний школьников. Фото с сайта www.edu.gov.ru

В самый разгар сдачи госэкзамена разгорелась дискуссия о целесообразности сохранять систему ЕГЭ – единого государственного экзамена. Причем тон дискуссии задали не учителя и родители школьников, как можно было бы предположить, а политическая элита общества. Целый ряд политиков и депутатов поспешили вставить свои пять копеек в самый спорный вопрос школьного образования. С чего бы? Приближающиеся выборы в Госдуму РФ? Или, правда, наболело?

Заместитель председателя Госдумы, депутат Петр Толстой предлагает ЕГЭ отменить, причем сделать это в несколько этапов. Сначала отменить для тех, кто не хочет поступать в вуз, а затем – постепенно вытеснять письменный вариант ответа устным. То есть сделать экзамен таким, каким он был в СССР. По мнению Петра Толстого, именно эта система больше отвечает запросам нашего населения. И более соответствует русскому характеру. Судя по отдельным высказываниям Толстого о тех же «репетиторах» и «натаскивании», чувствуется, что у депутата накипело.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина тоже выступила с заявлением о том, что намерена узнать мнение населения о ЕГЭ. И даже запустила на своей страничке в соцсети опрос. В голосовании у политика на страничке было представлено несколько вариантов продолжения фразы «Справедливое поступление в университет обеспечивает…». Первый вариант – что это обеспечивает ЕГЭ; второй – что ЕГЭ в сочетании с олимпиадами; третий – ЕГЭ, Всероссийские олимпиады школьников в сочетании с баллами портфолио; четвертый – что ЕГЭ, но он нуждается в модернизации; пятый – портфолио, накапливаемое в личном кабинете; шестой – что самая справедливая оценка знаний – это советская система экзаменов. За шесть часов в опросе приняли участие 3500 человек, большинство из них выбрали последний вариант ответа.

На Петербургском международном экономическом форуме госпожа Потехина заявила буквально следующее: «Благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы». Также она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, «однако… сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена».

На эти заявления отреагировал и министр просвещения Сергей Кравцов, заявив, что его ведомство «готово к обсуждению иных форм оценки знаний выпускников школ помимо единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но на данный момент у ведомства нет планов заменить ЕГЭ альтернативными механизмами оценки знаний школьников».

Вечный оппонент системы ЕГЭ, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков остается бескомпромиссным. Он тоже, как и Толстой, уверен, что переход к классической системе выпускных экзаменов – самый верный. И главной альтернативой ЕГЭ считает систему портфолио. За курс средней школы ученики набирают определенное количество зачетных баллов, особенно за выпускные классы – девятый, десятый, одиннадцатый.

Не менее принципиальны оказались и сторонники сохранения ЕГЭ. Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики. «Это один из инструментов, свободных от коррупции», – подчеркнул он.

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов увидел в обсуждении проблем ЕГЭ отражение дискуссии о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того чтобы побриться», – иронично заметил он. Сегодня в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру, заметил ректор. «Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах. Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», – привел пример Ярослав Кузьминов.

По мнению Кузьминова, в нашей системе образования переход школа–вуз – один из самых обустроенных в мире, и у нас «есть система олимпиад, которой мы можем гордиться». Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер также назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

А министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков раскрыл секрет: во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, по словам Фалькова, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ. «Это не означает, что экзамен не нуждается в совершенствовании, – сразу же поправил себя министр, – тем более что его процедура регулярно меняется». Также, по мнению министра, назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад.

Похвалив ЕГЭ, Валерий Фальков все-таки внес в полемику некий разброд и шатание. Министр не считает правильным «собирать всю страну в Москву и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегаполисов». Вот как? А как же тогда якутская девочка, поступившая в столичный вуз только при введении ЕГЭ?! Валерий Фальков уверен в необходимости параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития. То есть важно закрепить лучших студентов в их же регионах.

В общем, всем спасибо за дискуссию про ЕГЭ. Было не ново. И надеемся, что не так волнительно для учеников, сдающих экзамен. Школьники страны, продолжайте сдавать, это не про вас. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
685
"Неуд" за поведение – новая классная реальность

"Неуд" за поведение – новая классная реальность

Елена Герасимова

Свежие инициативы общественников отдают нафталином

0
1688
Кого спасет дополнительная попытка сдать ЕГЭ

Кого спасет дополнительная попытка сдать ЕГЭ

Игорь Аглицкий

Ученик выбирает между известным первым результатом и неизвестным вторым

0
3646
За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

За "Семьеведением" закрепили статус факультатива

Наталья Савицкая

Педагогов настраивают на то, что главное – эмоциональный настрой урока

0
5569

Другие новости