0
6932
Газета Образование Печатная версия

15.12.2021 19:05:00

Самое образованное поколение оказалось самым унылым

Социологи отмечают снижение позитивных ожиданий от жизни у молодых специалистов

Тэги: молодые специалисты, образование, оптимизм, социология, вшэ


молодые специалисты, образование, оптимизм, социология, вшэ Взросление российского поколения миллениалов сопровождается потерей оптимизма. Фото РИА Новости

Как выяснили социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), для современной российской молодежи переход к осознанию себя взрослым начинается с получения образования и выхода на рынок труда. Взрослость сопровождается повышением ответственности. Но в этом процессе уровень субъективного благополучия падает, ухудшается настроение и теряется оптимизм.

Старший научный сотрудник Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Надежда Нартова и выпускник магистратуры НИУ ВШЭ Александр Фатехов изучили переход во взрослость у российских миллениалов, то есть у людей, родившихся в период с 1980 по 2000 год. Их становление пришлось на период политической и экономической стабилизации.

Эта группа неоднородна: старшим – за 40, и их взросление – свершившийся факт; младшим – 20, и они еще в процессе становления. Поэтому выборка исследования разделена авторами исследования на три когорты: 20 лет (младшая), 30 (средняя) и 40 лет (старшая).

Миллениалы заметно отличаются от других поколений по образу жизни и ценностям. Один из маркеров взросления – завершение образования. У абсолютного большинства (98,3%) опрошенных россиян в возрасте от 18 до 29 лет обязательный этап в жизни – выпуск из одного или нескольких учебных заведений: школа, колледж или университет. При этом больше всего распространено среднее профессиональное образование. Максимальная доля респондентов с этим уровнем образования среди сорокалетних (42,8%), минимальная – треть – среди двадцатилетних. Младшие поколения больше стремятся получить диплом вуза. 62% молодежи от 18 до 29 лет заявляют, что максимальный уровень образования, который они хотели бы получить, высшее – бакалавриат, специалитет или магистратура.

Однако при этом доля людей с высшим образованием максимальна среди 30-летних: 39,3% (для сравнения: в контрольной когорте таких 26,5%). Эта средняя группа в целом училась дольше остальных, в совокупности – 13,7 года (с учетом всех образовательных уровней). Иными словами, молодежь дольше учится и получает более высокий уровень образования, чем старшие поколения.

Следующий этап – выход на рынок труда. У 90% из тех, у кого он произошел, это событие наступило к 22 годам. При этом 27% опрошенных 18–29 лет отмечают, что работы на полную ставку у них еще не было. По-видимому, многие совмещают учебу с частичной занятостью.

Большинство молодых людей к 29 годам получают образование и выходят на рынок труда. Но это только часть взросления. Переезжают от родителей и начинают жить с партнером лишь около половины опрошенных. А создание собственной семьи с детьми откладывается.

Среди субъективных маркеров взрослости – ответственность за других. Больше трех четвертей опрошенных в средней и старшей группах (75,4 и 79,8% соответственно) чувствуют ответственность за происходящее в своей семье. В младшей когорте таких ответов – 50%. А вот ответственность за происходящее на работе – примерно треть в средней и старшей группах и 18% в младшей.

Что касается дома, малой родины, то за них большинство опрошенных – примерно треть в каждой возрастной группе – готовы отвечать лишь «в незначительной мере». Однако с возрастом чувство ответственности в этой номинации возрастает.

«Взросление в современной России связано с сужением горизонтов планирования, снижением ожидания позитивных изменений в жизни, ростом неудовлетворенности и плохого настроения», – отмечают авторы исследования. Переход во взрослость российского поколения миллениалов сопровождается потерей оптимизма. Судя по настроениям 40-летних, осознание своей взрослости сопровождается формированием унылого эмоционального фона: стагнация и уныние преобладают над чувством обретения уверенности в себе.

Интересно, что люди в этой возрастной когорте постоянно учатся. Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе так и не решается сделать выбор в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше – получать второе, еще одно, затем следующее образование.

Но это только одна причина. Другая в том, что пиетет перед высшим образованием все-таки сохраняется. После того как образование стало массовым, вузы стараются на этом заработать, организуя многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков… Люди коллекционируют сертификаты и дипломы.

В советские времена существовала практика, что человек шел куда-то работать, потом понимал, какие знания ему нужны. И получал их в техникумах и вузах. Теперь работает схема другая. Сначала образование – потом практика. Но, действуя таким образом, человек достигает профессионализма, а значит благополучия, гораздо позже.

После завершения учебы случается кризис, так как большинство вечных студентов испытывают в связи с этим событием острое психологическое напряжение. Изменения статуса вызывает негативные переживания. Но, к счастью, данный кризис в большинстве случаев не оказывает заметного разрушающего воздействия на личность молодого человека. К моменту окончания вуза выпускник обретает достаточный уровень психологической зрелости для перевода этого кризиса в конструктивное русло. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вместо классов будут лаборатории, а вместо учителя – специалист

Вместо классов будут лаборатории, а вместо учителя – специалист

Наталья Савицкая

Родители с трудом воспринимают новые методики в школе, направленные на развитие самостоятельности учеников

0
2130
Советский идеологический опыт пригодился

Советский идеологический опыт пригодился

Елена Герасимова

Всех бакалавров пропустят через сито отечественной истории

0
1896
Болонскому процессу дадут правовую оценку

Болонскому процессу дадут правовую оценку

Наталья Савицкая

Подписанная более 20 лет назад декларация представляет интересы стран, а не университетов

0
2038
Чем обязана Центральная Азия русскому языку

Чем обязана Центральная Азия русскому языку

Михаил Залиханов

Станислав Степанов

0
2161

Другие новости