0
6391
Газета Образование Печатная версия

10.08.2022 16:34:00

Как мы с сыном поступали в институт

Приемная кампания в вуз глазами и нервами мамы

Тэги: вуз, приемная кампания, абитуриент, мама, документы, бюрократия, вступительные экзамены


вуз, приемная кампания, абитуриент, мама, документы, бюрократия, вступительные экзамены Первая сложность была в том, что почти все вузы требуют при подаче документов заполнить множество совсем не виртуальных бумажек. Фото РИА Новости

Вот и закончилась эпопея под названием «поступление в вуз». Можно успокоиться, выдохнуть с облегчением, оглянуться назад... «Кем ты хочешь стать?» – вопрошала я 16-летнего сына в 9-м классе. Он не знал. Не знал и в 10-м. К сожалению, и в 11-м никакой ясности не появилось. Но тут уже пришлось что-то решать, во всяком случае, хотя бы определиться с экзаменами, которые будет сдавать.

Выбранные экзамены (плюс к обязательным математике и русскому языку) способны были поставить в тупик кого угодно: география, информатика и литература. Чем руководствуется человек, выбирая такую комбинацию? Оказалось, географию – просто «по приколу», литературу – учителю нервы пощекотать, от нее сын впоследствии отказался, и лишь информатика – с прицелом на будущую профессию.

Возможности и способности сына я оценивала весьма критически, изначально отбросив вузы с проходным баллом выше 220. Эти цифры казались труднодосягаемыми.

«Может быть, нанять репетитора?» – несколько раз спрашивала я. Сын категорически отказывался. Самоуверенности ему было не занимать. Несколько занятий по информатике с приятелем, а остальное – всё сам!

Тем временем я изучала правила приема. Подать документы можно было в пять вузов. А у меня на примете – 12. Попытки выяснить предпочтения сына ни к чему не привели. «Да мне все равно», – был ответ. После долгих и мучительных раздумий количество вузов сократилось до девяти.

Тем временем сын озаботился возможностью получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения, а именно – сдать нормы ГТО. В марте были пройдены первые испытания, а 1 апреля сын попал в больницу с травмой руки. Казалось, на ГТО можно поставить крест. Забегая вперед, скажу, что все-таки сдать удалось, но нервов это отняло немало.

И вот – ЕГЭ. Шокирующие 40 баллов за математику. Апелляция. Итоговые 46 баллов. И с такими результатами мы собираемся в институт?! На бюджет?! И снова пристальное изучение вузов, теперь уже исходя из реальных баллов ЕГЭ, не выше 190. И оказывается, все не так плохо и не так страшно, шансы есть.

Пять вузов сын выбирал сам. Создал личные кабинеты, загрузил документы и... уехал в стройотряд. Все самое интересное снова досталось мне. Я еще подумала: как хорошо, что все можно сделать дистанционно, не надо никуда ездить. Очень скоро мнение мое изменилось.

Первая сложность при подаче документов была в том, что почти все вузы (за единственным исключением) требуют при подаче документов заполнить множество совсем не виртуальных бумажек. Собственно, само заявление на участие в конкурсе, согласие на обработку персональных данных, согласие на передачу персональных данных... Документы нужно скачать, распечатать, подписать, отсканировать, отправить. Целый ворох макулатуры!

Сначала я смотрела на это как на неизбежное зло, но потом выяснилось, что в одном из институтов ничего подобного не требуется, все делается автоматически, и даже подпись не нужна. И почему, интересно, нельзя было так сделать везде?

Ладно, этот этап прошли. Следующей проблемой стало отсутствие личного кабинета в одном из вузов. На вопрос, заданный по телефону, девушка ответить не смогла. Обратились в техслужбу – там тоже не помогли. На следующий день, снова по телефону, приемная комиссия внесла нас в списки вручную, а документы пришлось отправлять по электронной почте. Личный кабинет так и не заработал. Когда нам понадобилось внести изменения в заявление, пришлось ехать в вуз.

А вот в другом университете непосредственно перед публикацией конкурсных списков перестал работать сайт. Совсем. Работники приемной комиссии, в которую нам опять-таки пришлось приехать лично, сидели с глазами, полными ужаса, и повторяли: «Мы не представляем, что делать, если оно не заработает!!!» Оно не заработало ни через день, ни через два. На третий день я позвонила в комиссию. Усталым голосом мальчик на телефоне произнес заученную фразу: «Вы можете сами починить наш сайт. Поставьте в адресной строке буквы www перед названием вуза». Попробовали. Получилось.

Следующей сложностью, с которой пришлось столкнуться, стала попытка получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Достижений у сына хватало (если бы он еще и экзамены хорошо сдал – цены бы ему не было!), но заветные 10 баллов появились далеко не везде.

Особой проблемой стал золотой значок ГТО. Так сложились обстоятельства, что последние нормы сдал он только в мае, а приказ Минспорта о награждении золотым значком был подписан 30 апреля. Когда следующий – неизвестно. Приказы о награждении появляются примерно раз в квартал. Успел бы сдать все в апреле – попал бы в приказ от 30-го. Не успел – досдавал какие-то дисциплины в мае, значит, попадаешь в следующий приказ. Хорошо, что он был 4 июля. Мог бы и 24-го, тогда бы все вообще коту под хвост. Но все сложилось удачно. Однако приказ – это еще не значок и не удостоверение, номер которого требуется при поступлении. А значок обещают лишь к октябрю. Понимая ситуацию, многие вузы принимают просто выписку из приказа о награждении.

Не имея четкого представления о том, что это за выписка, мы сделали копию страницы с номером приказа и копию страницы с именем сына. Три из пяти вузов были вполне удовлетворены. Еще в двух категорически заявили: «Не то. Нужна выписка». Это было сказано за три дня до окончания приема документов. Что за выписка? Где ее взять? Сын написал в Министерство спорта, ни на что уже не надеясь. Каково же было удивление, когда на следующий же день он получил ответ на запрос!

Итак, выписка есть. Отправили ее в вузы. Позвонили на всякий случай, чтобы уточнить, пришел ли документ? И вдруг слышим в ответ: «Не то. Нужна СПРАВКА о награждении золотым значком». Я в недоумении: «Вы же два дня назад сказали, что нужна ВЫПИСКА, а теперь СПРАВКА!» Уточнили, разобрались, добавили баллы.

В другом вузе удалось точно так же отстоять две важные грамоты, которые изначально не засчитали. Пришлось пристально изучить список олимпиад и конкурсов почти на 100 страницах, но мы нашли свои заслуги, и с нами согласились.

А вот волонтерскую работу, которой сын активно занимался в последний год, в одном из институтов учитывать отказались. Это было бы обидно, если бы свои 10 баллов сын не набрал другими достижениями. В волонтерской книжке были проставлены отработанные часы, их вполне достаточно, но... Оказалось, что учитываются лишь часы, отработанные до 26 апреля. А в нашей книжке стояла запись: «С сентября по май». Не засчитали.

И вот, наконец, все документы поданы, все организационные вопросы решены. Начался самый, на мой взгляд, ответственный период: следить за конкурсными списками, изучать, сравнивать, оценивать шансы. Но вышло, что оценивать нечего, следить практически не за чем, изменения в списках незначительны. Сын смотрел на меня, снисходительно усмехаясь: «Ну чего ты носишься с этими списками? До 1 августа можно вообще в них не заглядывать». И он оказался прав. Только 1-го начали происходить какие-то движения.

Надо сказать, следить за 32 конкурсными ситуациями (а именно столько их у нас оказалось) сложно. Списки, графики, таблицы, диаграммы заполнили весь стол. Я-то думала, что постепенно мы будем съезжать за пределы бюджетных мест, и какие-то направления можно будет уже не отслеживать. Но к утру 2 августа мы все еще проходили на все выбранные специальности. И сыну пришлось сделать выбор.

Во второй половине дня 2 августа мы вошли в красивое, величественное здание выбранного вуза с аттестатом в руках. Увиденное впечатлило: огромный зал приемной комиссии, 18 столиков, электронная очередь, повсюду растерянные абитуриенты и их родители. Мы взяли электронный талончик и ожидали своей очереди больше часа. Рисковать или не рисковать, вот в чем вопрос? На данный момент сын проходит везде, в том числе на предпочтительную информатику. Но что будет завтра, в последний день? И когда подошла его очередь, все-таки не рискнул. Лучше синица в руках. И сын снова оказался прав.

На следующий день все направления информатики начали заполняться с невероятной скоростью. На нашем же выбранном направлении все было как будто благополучно. Но без волнений не обошлось. Прием согласий заканчивался в 18 часов, и примерно в 16.30 сын «гулял» в районе института, чтобы если что, успеть перекинуть согласие на другое направление... Но это была перестраховка.

В 18.00 сын был 58-м из 114. Правда, изменения в конкурсных списках продолжались. К 21 часу – 64-й. К утру следующего дня – 65-й. Впрочем, все это было уже не важно. Сын – студент! Мы поступили! Не побоюсь этого слова: МЫ! 


Читайте также


Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5866
Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Система распределения белорусских выпускников ужесточается

Дмитрий Тараторин

После окончания государственного вуза можно отправиться на несколько лет в глубинку

0
2941
Стартовала приемная кампания в вузах

Стартовала приемная кампания в вузах

Наталья Савицкая

Новшеств мало, базового русского языка нет, но есть черные списки

0
5351
Политологов для экономики оказалось слишком много

Политологов для экономики оказалось слишком много

Анастасия Башкатова

Кибербезопасность, вооружения и строительство – три приоритета на ближайшие годы

0
2326

Другие новости