0
5924
Газета Образование Печатная версия

22.05.2024 18:19:00

Художественная литература и учит, и лечит

Только 7% семей практикуют домашнее чтение детям

Тэги: исследование, художественная литература, когнитивные способности, читательская культура, кризис, семейные чтения


93-8-2480.jpg
Дети, которые активно читают в школе и дома
с родителями, показывают очень хорошие
результаты на международных и
нтеллектуальных соревнованиях. 
Фото Unsplash
Немецкие ученые из Вюрцбургского университета проанализировали результаты более 200 научных исследований, посвященных влиянию художественной литературы на когнитивные способности людей. В общей сложности в них участвовали 42 тыс. человек. Результаты исследования выявили прямую зависимость ослабления когнитивных способностей в старости от низкой интеллектуальной активности в детском, юношеском и зрелом возрасте. Об этом ученые рассказали в статье, опубликованной в научном издании Journal of Experimental Psychology: General (JEPG).

Анализ полученных данных выявил ряд положительных эффектов от чтения книг, которые не только расширяют кругозор, пополняют словарный запас, помогают в общении с людьми, развивают воображение и мыслительные способности, но и защищают мозг от старения. Художественная литература стимулирует процесс когнитивной деятельности значительно активнее, чем иные средства передачи всевозможных сведений, включая социальные сети.

Чтение заставляет мозг в режиме нон-стоп получать, обрабатывать и интерпретировать информацию, а также одновременно фиксировать в памяти возникающие образы и представления. Регулярное проведение подобных умственных тренировок помогает человеку решать когнитивные задачи в реальной жизни. Более того, любовь или привычка к чтению поможет продлить молодость мозга, минимизирует риск развития старческого слабоумия.

Для того чтобы понять актуальность этого исследования для России, приведем официальную статистику интереса к чтению в предыдущие годы.

Доля систематически читающей молодежи снизилась в нашей стране с 48% в 1991 году до 28% в 2005 году. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали одну книгу в год, в 2005 году этот показатель составил 63%. В 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005-м – только 24%. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня в 7% семей практикуют такое чтение.

А вот некоторые данные прошлогоднего мартовского опроса ВЦИОМ. Почти 60% россиян за три предшествующих опросу месяца читали книги, чаще всего это была молодежь от 18 до 24 лет. Согласно опросу, 57% россиян систематически читали книги в течение последних лет. Не брали книгу в руки 40% граждан, а 3% затруднились с ответом. Чаще вовлечена в чтение молодежь: 87% среди 18–24-летних книголюбов против 49% среди 60-летних и старше. Россияне с неполным средним или средним образованием читают больше (восемь книг за три месяца), чем люди с высшим образованием (пять книг). Что, конечно, само по себе парадоксально.

Но не спешите радоваться, что молодежь читает. У современных детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и вообще иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. О кризисе читательской культуры особенно много говорили в середине нулевых, но сегодня ситуация выглядит так, будто люди с этим положением дел почти смирились.

Эксперты в один голос подтверждают, что полномасштабно утверждается «новая модель» чтения для детей и подростков разных возрастов. И эта изменившаяся реальность ставит принципиально иные задачи по воспитанию юного читателя. Современную ситуацию с чтением в России эксперты определяют как системный кризис читательской культуры.

Между тем специалисты предупреждают, что «только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества». Об этом рассказала «НГ» Татьяна Жукова, специалист по чтению, президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА). Кризис чтения, по ее словам, сегодня общемировая проблема. И решение ее касается не только филологов, в нем участвуют и психологи, и врачи, и педагоги, поскольку чтение – это отдельный вид деятельности головного мозга.

«То, что происходит сейчас с подростками, – считает Татьяна Жукова, – откровенно пугает. Наши 15-летние дети очень плохо справляются с учебными заданиями. То, что они не читают, негативно влияет и на их способность учиться, и на их мышление в целом».

При этом девятилетние россияне, напоминает эксперт, которые еще в этот момент активно читают в школе и дома с родителями, показывают очень хорошие результаты на международных интеллектуальных соревнованиях. «К сожалению, в 10–12 лет дети перестают читать и вообще учиться с помощью чтения, – констатирует Татьяна Жукова. – При этом я не могу сказать, что у нас совсем мало читающих детей. Они есть. Но, без сомнения, читать должны все дети, читать много, иначе они просто не справятся с вызовами XXI века».

В Сети дается много советов, как побудить интерес ребенка к книге: не перебивать ребенка, когда он читает медленно и с ошибками. Читать ему со старанием, эмоционально, не доверять электронному чтецу ритуал ночной сказки, разбирать с ребенком прочитанный текст на предмет понимания и т.д. Но, как считает эксперт «НГ», в очень большой степени книжный интерес зависит от наличия активной читательской среды в жизни каждого конкретного человека.

Если есть дома пример родителей, читающих художественную литературу, ребенок тоже начинает с интересом относиться к этому занятию, ведь он копирует взрослых. Но еще лучше, если родители с детства читают ребенку, причем не только в тот период, когда он сам еще не умеет этого делать, но и позже. Ничто так не укрепляет семейные отношения, как семейные чтения, подчеркивает Татьяна Жукова. 


Читайте также


Германии предрекают смену канцлера или развал правительства

Германии предрекают смену канцлера или развал правительства

Олег Никифоров

Бюджет-2025 станет камнем преткновения для правящей коалиции в Берлине

0
1404
Болгария выживает в условиях политического хаоса

Болгария выживает в условиях политического хаоса

Екатерина Шумицкая 

Выход из кризиса опять откладывается на неопределенный срок

0
1609
О внешней политике России: попытка заглянуть за горизонт

О внешней политике России: попытка заглянуть за горизонт

Александр Лукин

Владимир Лукин

Главное – не разбрасывать камни, а терпеливо и упорно собирать их

0
11164
Армения и Азербайджан готовятся извлечь пользу из глобального потепления

Армения и Азербайджан готовятся извлечь пользу из глобального потепления

Артур Аваков

Стороны ожидают "тектонического сдвига" в экономике региона

0
3103

Другие новости