0
2597
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.05.2009 00:00:00

Экономические возможности экопроектов

Юрий Федоров

Об авторе: Юрий Николаевич Федоров - генеральный директор Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода.

Тэги: киотский протокол, россия


киотский протокол, россия Сокращения выбросов углекислого газа по механизмам Киотского протокола сопровождаются и сокращением выбросов токсичных веществ.
Фото Ольги Баумгертнер

В политической и общественной жизни развитых стран охрана окружающей среды становится одним из самых важных приоритетов. Для этого есть несколько объективных причин. Во-первых, приоритеты сохранения здоровья, благоприятной среды обитания, «живой природы», приближенной к местам проживания, и т.п. очевидны для общества, особенно в странах с «достойным» уровнем жизни. Во-вторых, создание наукоемких технологий и новых материалов само по себе достаточно затратно, соответственно требуется обеспечить их как можно более широкое коммерческое применение. Сделать это в рамках только традиционных отраслей производства (добыча полезных ископаемых, энергетика, металлургия и т.д.) практически невозможно. Бизнес же, основанный на развитии таких инноваций в сфере энергоэффективности, вторичного использования материальных ресурсов (обычно именуемых «отходами»), создания альтернативных источников энергии, реабилитации территорий, производства новых «экологичных» товаров, имеет и коммерческий успех, и общественное одобрение. Так, например, использование альтернативных источников энергии (водородной, солнечной, ветровой, геотермальной, низкопотенциальной тепловой энергии) открывает новые возможности для коммерческого освоения соответствующих технологий и материалов. Получение и использование биотоплива дает новый импульс развитию сельского и лесного хозяйства.

Подоплека Киотского соглашения

Угроза глобальных климатических изменений, точнее, страх общественности перед ней, а также должным образом оцененный бизнесом потенциал развития на этом направлении привели к рождению Киотского протокола – приложения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Реально происходящие в последние десятилетия изменения погоды в большинстве стран очевидны: аномальная жара в Европе и США, снег в Африке, таяние ледников и т.д. не требуют дополнительных доказательств для населения. А значит, все, что будут делать правительства по смягчению этих аномалий, в том числе с существенными затратами бюджетов, с пониманием и благосклонно будет восприниматься обществом. При этом все проекты по механизмам Киотского протокола, вне зависимости от эффекта их влияния на климатические процессы, однозначно благоприятны для окружающей среды – все они, имея в виду сокращение выбросов парниковых газов, тянут за собой прицепом существенное уменьшение загрязнения окружающей среды. Таким образом, в Киотском протоколе слились коммерческий интерес инновационного бизнеса, интересы экологов и общественности большинства стран.

Противники и сторонники

Могущественным противником Киотского протокола является, по существу, только крупный традиционный бизнес, такой как нефтяной или металлургический. Это наглядно проявляется в отношении к Киотскому протоколу в США. При президенте-«северянине» США были за ратификацию протокола, при «южанине», выдвиженце от нефтяного лобби, – против. Сейчас США опять активно поддерживают и лоббируют международные соглашения по снижению выбросов парниковых газов. В то же время реальный бизнес, ориентированный на цели, аналогичные целям Киотского протокола, развивается в США гораздо успешнее, чем в Европе. Огромные средства бюджета в США выделяются на развитие водородной энергетики, внедрение энергосберегающих технологий, в том числе в строительстве. Особого внимания заслуживает государственная поддержка фермеров, выращивающих сырье для производства биотоплива, что особенно интересно для России в контексте необходимости подъема (в который раз!) сельского хозяйства и обеспечения занятости сельского населения. Проекты по масштабному выращиванию технических культур могли бы стать составляющей национального проекта по подъему сельского хозяйства.

Новые возможности

Кроме развития инновационного бизнеса в своих странах, Киотский протокол дает возможность реализации коммерческих проектов за рубежом, в том числе в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. При этом есть возможность использовать средства как бюджета, так и специальных фондов (цель-то благородная – климат!).

Ну а как обстоят дела в России? Известно, что у нас была (и есть) лоббистская группа, яростно критикующая Киотский протокол, его якобы дискриминационный характер для России. При этом, как ни странно, все аргументы сводятся к чисто научной проблеме: нет убедительных доказательств влияния роста концентрации парниковых газов в атмосфере и человеческой деятельности на происходящие изменения глобального климата. На самом деле подобный аргумент не имеет никакого значения, если к Киотскому протоколу подходить как к бизнес-проекту общемирового уровня по распространению современных промышленных технологий с ощутимым экологическим эффектом. С этой стороны Киотский протокол для России дает уникальный шанс модернизировать нашу энергетику, сверхзатратную по ресурсам промышленность и ЖКХ, повысить конкурентоспособность продукции, стимулировать бизнес, не связанный исключительно с эксплуатацией природных ресурсов, при этом без огромных бюджетных затрат существенно улучшить экологическую ситуацию в российских регионах. Возможность привлечения инвестиций в сферу модернизации упомянутых секторов экономической деятельности за счет передачи другим сторонам виртуальных квот на выбросы парниковых газов необходимо как можно активнее использовать. В настоящее время Указ президента № 889, Концепция долгосрочного социально экономического развития, принятая правительством, и т.д. однозначно требуют снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году, повышения энергоэффективности всех отраслей. А все это реальное снижение выбросов парниковых газов на много сотен миллионов тонн. Почему же не использовать для этого средства стран, где возможностей реального снижения уже практически нет. К сожалению, как отмечалось на совещании Российского союза промышленников и предпринимателей, «на сегодняшний день Российская Федерация не получила каких-либо экономических выгод от ратификации Киотского протокола». Одна из ключевых проблем организации инвестиционного процесса с использованием «киотского ресурса» заключается в том, что сроки для развертывания проектов энергоэффективности, отдача от которых может быть засчитана в течение учетного периода Киотского протокола (2008–2012 годы), крайне ограничены. По оценкам как российских, так и западных экспертов, Россия в настоящее время не использует возможности ежегодного привлечения более 300 млн. евро. Конечно, «свято место пусто не бывает», и западные инвестиции уже идут мимо. Даже Украина опередила нас в этом вопросе и начала получать реальные деньги.

Потребности же в «киотских» инвестициях и потенциал России по внедрению технологий так же велики, как и ее территория. Возьмем только использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Экономический потенциал ВИЭ, по оценкам специалистов, составляет не менее 270 млрд. тонн условного топлива (эквивалентно производству 31 875 млрд. кВт-ч электроэнергии в год). Это сравнимо с современным уровнем производства электроэнергии в России, как известно, преимущественно на основе сжигания углеводородного сырья.

Рациональное использование ресурсов с точки зрения перспектив роста российской экономики насущно необходимо. Только один пример. Удельные расходы тепла на отопление жилых зданий в России составляют 500–600 кВт-ч/кв. м. Цена топлива постоянно растет. Сколько же надо повышать пенсии, заработную плату, пособия, чтобы обычный гражданин мог все это оплачивать? По данным Минэкономразвития, потенциал газосбережения в России – около 170 млрд. куб. м. Это чуть меньше трети всего добываемого «Газпромом» газа. Есть Киотский протокол, нет его – газосбережение обязательное условие дальнейшего развития нашей экономики в конкурентной среде. Почему же для этого не использовать средства, которые являются практически мизерной долей платы за развал советской экономики? Ведь только благодаря этому выбросы парниковых газов у нас на треть ниже, чем в 1990 году.

Модернизация промышленности на основе энергосберегающего подхода принесет экономические выгоды, поскольку новое оборудование экономичнее по всем видам затрат, надежнее в эксплуатации, экологичнее. Использование же механизмов Киотского протокола дает возможность реально минимизировать затраты на новое оборудование. Все рассуждения, что требования Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов остановят рост промышленного производства в России бессмысленны, так как передавать квоты на выбросы наша страна может (и должна) только те, которые образовались в результате реализации «киотских проектов», не задействовав имеющиеся резервы к уровню 1990 года. Возможности роста в этом случае никак не связаны с Киотским протоколом (после 2012 года у России нет обязательств сохранять свои выбросы на уровне 1990 года, а резерв роста выбросов достаточен даже для экстенсивного роста энергетики и промышленности).

В настоящее время по ряду причин в бюджете Российской Федерации фактически отсутствуют средства на экологические проекты (нет ни одной целевой программы), и «киотские» инвестиции – единственный на сегодня финансовый источник для их осуществления. Экономические и социальные последствия ухудшения экологической ситуации в крупных городах России и ряде регионов потребуют в будущем значительных расходов. Поэтому не использовать сейчас в рамках Киотского протокола возможности инвестирования в экологизацию производства – по крайней мере неразумно. Приход в Россию «киотских инвесторов» – начало иного, нересурсного бизнеса, что, несомненно, важно для отечественной науки, проектных и инженерных организаций.

Технологические инновации должны поддерживаться нормативными и экономическими стимулами. К сожалению, наши экономисты не обращают внимания на незадействованный арсенал проверенных зарубежными странами экономических инструментов природопользования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
581
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
727
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
618
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
497

Другие новости