0
1532
Газета События Интернет-версия

16.11.2011 00:00:00

Без гнева, но с пристрастием

Тэги: чаплин, закон, общество, равенство, религия


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин выступил против одного из базовых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4 п. 1). Как сказал представитель Московского Патриархата, «государство и общество хотя бы ради самосохранения, а в идеале – ради стабильного блага граждан государства и членов общества должны поддерживать позитивные и ограничивать негативные тенденции в религиозно-мировоззренческой сфере». Священнослужитель предложил обратить внимание на то, «насколько адекватен современным реалиям принцип равенства религиозных объединений перед законом, который неизвестен в законодательстве большинства западных стран», принцип, который «появился в постсоветских правовых системах в период наивной ультралиберальной эйфории начала 90-х годов прошлого века».

«НГР» попросили протоиерея Всеволода Чаплина прокомментировать свою позицию. По мнению священнослужителя, декларировать принцип равенства специально для религиозных объединений нет смысла, поскольку «все юридические лица и все граждане равны перед законом», так как «они одинаково отвечают за правонарушения». Как сказал представитель РПЦ, «степень общественной поддержки у организаций и граждан разная», поэтому «государство и общество должны иметь право давать разные правовые статусы различным религиозным общинам и оказывать им разную степень поддержки». «Так уже во всех странах Западной Европы без исключения, а также в странах Центральной Европы и в постсоветских странах», – отметил Чаплин. Критерием отбора религиозных объединений в пользу их поддержки или ограничения священнослужитель видит отношение к ним общества. «Очевидно, что наше общество, так же, как и общества других стран СНГ, поддерживают православие, традиционный ислам и традиционные религиозные группы, – считает представитель РПЦ. – Очевидно, что общество не приемлет ряд групп, занимающихся активным прозелитизмом, побуждающих людей отказаться от исполнения общественных обязанностей, тех, кто пытается обманом, хитростью или даже силой навязать обществу определенный религиозно-политический выбор», – отметил Чаплин. По его словам, «как правило, эти люди прикрываются исламом».

Как отметил собеседник «НГР», «сегодня постсоветские страны определенно пришли к тому, что ряд псевдорелигиозных экстремистских групп должны быть выведены за легальное поле». Так, «в некоторых странах Центральной Азии решили ограничить деятельность вообще всех религиозных объединений», однако такое ограничение «приводит к тому, что поддержку теряют вполне благонамеренные общины, без которых вакуум в религиозно-общественной сфере будет всегда создавать опасность распространения экстремизма». Несмотря на то что в России действует Закон «О противодействии экстремизму», «надо быть честнее и решить наконец, что государство и общество имеют право избирательно поддерживать религиозные общины и ограничивать деятельность некоторых из них исходя из того, приносят они обществу благо или нет». Тем более что «такие явления, как агрессивное псевдомиссионерство, распространение экстремистских религиозно-политических доктрин, угрожали развитию постсоветских стран в 90-е годы, а для Центральной Азии и Кавказа сегодня представляют смертельную угрозу». Протоиерей Чаплин не исключает и возможности ограничения деятельности некоторых религиозных групп, возникших внутри РПЦ. «Были случаи параправославных групп, которые я считаю экстремистскими, – отметил священнослужитель. – Как известно, Церковь не обладает возможностью ограничить их деятельность, но эта деятельность крайне опасна». «В данном случае вполне можно и нужно включить механизмы самозащиты общества», – заключил Чаплин.

Как заявил в беседе с корреспондентом «НГР» начальник отдела по религиозным и национальным вопросам в аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Михаил Одинцов, протоиерей Всеволод Чаплин «публично заявляет о своем несогласии с конституционными принципами, заложенными в основу нашей жизни. Это публичный призыв к несоблюдению Конституции».

В свою очередь, директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский отметил в комментарии «НГР», что Чаплин «не сделал каких-то конкретных предложений, которые можно было бы законодательно использовать». «Как именно он хотел бы изменить законодательство, непонятно, – отметил Верховский. – Мне кажется, форма подобных предложений – сейчас главная проблема религиозных организаций: они делают заявления, прибегая к слишком общим формулировкам».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
881
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
888
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
1397
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
1213