0
969
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

28.03.2001 00:00:00

Модель для всей России

Тэги: Зорин, Поволжье, конфессии


- В Приволжском федеральном округе ведется большая работа по урегулированию этноконфессиональных проблем. Ваш округ единственный, где постоянно действуют семинары по этим вопросам. Чья это инициатива - ваша или государства?

- Я бы не стал говорить сейчас за все государство. Мы иногда называем наш округ модельным для России. Поволжье исторически - это перекресток культур, цивилизаций и, естественно, конфессий. Опыт совместного проживания насчитывает не одну сотню лет. В России русские составляют 85% населения, а у нас в округе - 70%, то есть вопрос этнокультурной политики, этноконфессиональных отношений для нас имеет большее значение, чем в среднем по России. Видимо, поэтому полномочный представитель президента Сергей Владиленович Кириенко обозначил эту проблему как одну из приоритетных. Мы постоянно работаем над совершенствованием этнокультурных отношений и межконфессионального сотрудничества.

- На чем делается акцент в этой работе?

- В этнокультурном отношении мы считаем базовым развитие национально-культурных автономий в округе. Например, на территории округа живет 75% всех татар России, 78% чувашей, большинство мордвы. Поэтому вопросы этнокультурного развития мы решаем в основном через совершенствование взаимодействия с национально-культурными автономиями. Что касается межконфессиональных отношений, то на территории округа проживает 40% мусульман России. Ислам - у нас вторая по численности конфессия, в отличие от страны, где таковой является протестантская церковь.

- Вы считаете всех татар мусульманами, а всех не мусульман - православными?

- Это не всегда совпадает. Например, большинство чувашей несмотря на то, что это народ тюркской группы, исповедуют православие. Так и среди татарского населения есть крещеные татары, которых называют крященами. Таким образом, далеко развести этнокультурный и межконфессиональный вопросы нельзя. Мы представили на прошлом семинаре конфессиональную карту нашего округа, на которой показаны зоны компактного проживания верующих той или иной конфессии. Это относится в основном к сельской местности. В городах же представлено много нетрадиционных для нас религий, которые возникли после 93-го года.

- Не кажется ли вам, что деление граждан России по конфессиональному признаку, в том числе и создание такой карты, несколько нарушает принцип равенства граждан всех наций и всех исповеданий перед законом?

- Не кажется. Мы должны знать, с кем мы работаем и что происходит. Мы должны признавать права гражданина независимо от его вероисповедания и происхождения, но в своей работе мы должны учитывать и то и другое. Это обязанность государства. Есть целый ряд проблем, которые конфессии не в состоянии решить самостоятельно. Например, религиозный экстремизм, с которым можно бороться только при взаимодействии конфессий и государства. Дискуссия, которая развернулась внутри мусульманского сообщества, не идет на пользу верующим.

Или вопрос подготовки священнослужителей, который очень остро стоит и для православия и для других конфессий. Ведь только за последние 10 лет на территории округа зарегистрировано более четырех с половиной тысяч религиозных общин. Мечети и храмы строятся, а священнослужителей для них не хватает. Часто ими становятся неподготовленные люди, а ведь религиозное невежество порождает фанатизм и экстремизм. Поэтому эти вопросы мы будем вынуждены решать вместе. Это не вмешательство во внутренние дела, а сотрудничество во имя прав и интересов наших граждан. Комиссия, созданная в округе, как раз и ставит задачу воспитания в нашем обществе осознания того, что независимо от веры и национальности мы все являемся гражданами России.

- Не секрет, что существует напряжение между федеральным правительством и Республикой Татарстан. В чем оно проявляется?

- Напряжение по-настоящему существует там, где приходится принимать непопулярные меры. Мы же считаем, что период конфликтности с субъектами Федерации преодолим, когда воссоздано единое правовое и экономическое пространство. Существующие противоречия носят не системный характер, это просто разный подход к кадрам. Системный кризис в отношениях федерального центра и субъектов Федерации в значительной мере преодолен благодаря созданию Института полномочных представителей президента.

Сейчас перед нами стоят новые задачи. Это вопросы разграничения полномочий между различными уровнями власти. Надо разобраться с местным самоуправлением. Очень важно создать систему, в которой не будут появляться разногласия между регионами и центром. Мы налаживаем отношения с правительством и депутатами Госдумы от нашего округа с ее профильными комитетами. Недавно мы провели рабочее совещание руководителей законодательных органов власти в субъектах Федерации, где также договорились о согласованных действиях в области законотворчества на будущее.

- Какую роль в этом субъективном противостоянии играет межконфессиональный фактор?

- Значимость религиозных вопросов возрастает, поэтому за последние годы каждый субъект Федерации создавал не только свое мини-экономическое пространство, но и пытался создать независимую от всероссийских структур религиозную верхушку. Особенно это заметно в мусульманских республиках. Сейчас перед нами стоит проблема диалога между двумя основными направлениями ислама. Мы считаем, что это противостояние дестабилизирует обстановку и прилагаем силы для налаживания внутриконфессионального сотрудничества. Ведь у государства и конфессий много общих задач. Это и гуманитарное сотрудничество, и оказание помощи больным, инвалидам, детям, борьба с религиозным экстремизмом.

- Создается впечатление, что федеральная власть сознательно делает ставку именно на Талгата Туджуддина и пытается загнать всех мусульман под управление структур, возглавляемых им. Так ли это?

- В состав Совета по вопросам религий при президенте РФ входит и Талгат Туджуддин и Равиль Гайнутдин. Это невыгодно государству. Нам бы очень хотелось, чтобы в мусульманской умме была спокойная обстановка. Резкая критика друг друга создает напряжение не только среди мусульман, но и во всем обществе. Рядовой обыватель запутался, кто есть кто и что есть что. Веление времени состоит в том, чтобы эти два уважаемых деятеля наконец договорились.

- Вы считаете, что должен быть верховный муфтий или какой-либо коллегиальный орган?

- Давайте не будем говорить о форме - она вторична. Я надеюсь, что мусульманская умма найдет темы для согласия. Было бы очень важно, если наши авторитеты сформулировали бы, что есть религиозный экстремизм.

- Насколько те муфтии, о которых вы говорите, легитимны в глазах большинства мусульман? Не секрет, что в результате этой борьбы их авторитет упал, и многие мусульмане создают независимые джамааты, которые готовы иметь дело с государством, но не готовы признавать официальное духовенство.

- Эта тенденция есть. И именно поэтому в прекращении конфликта прежде всего заинтересованы сами стороны.

- Какой подход к представителям неофициального ислама у руководства округа?

- У нас есть все возможности для диалога.

- Не так давно на сайте "АПН-постфактум" выставлено сообщение, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев при посредстве Анатолия Чубайса создает Исламскую партию. Насколько эта информация достоверна?

- Наш российский ислам традиционно не политизирован. Я думаю, что такую ситуацию удастся сохранить и в будущем. Конкретно же о попытках создания такой партии нам ничего не известно.

- Вы говорили о колоссальном количестве региональных правовых актов, касающихся религии, которые руководству федерального округа пришлось отменять и переделывать. Это действительно так?

- Мы отлаживали этот процесс с точки зрения федерального законодательства. Действительно, на момент создания округа экспертиза установила более 900 законодательных актов, которые не соответствовали федеральным законам. Проделана очень большая работа, и сейчас их осталось единицы.

- Рассматривается ли возможность внедрения в правовые акты норм шариатского права в местах компактного проживания мусульман? Насколько известно, такие попытки предпринимались в Татарстане.

- На сегодня возвращение к этой практике, а она была в 20-е и 30-е годы, нецелесообразно. Известно, к чему привело использование норм шариата на территории Чеченской Республики. Однако учитывать национальные традиции, которые существуют у каждого конкретного народа на конкретной территории, конечно же, надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
607
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
341
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
354
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
321