0
12208
Газета Факты и комментарии Печатная версия

16.05.2023 16:03:00

Музейные святыни все-таки отошли церкви

В ведение РПЦ переданы рака Александра Невского и рублевская «Троица»

Тэги: троица, рака александра невского, рпц, икона, ценности, музеи, третьяковская галерея, эрмитаж, реституция


троица, рака александра невского, рпц, икона, ценности, музеи, третьяковская галерея, эрмитаж, реституция Фото пресс-службы Троице-Сергиевой лавры

Музейное сообщество проиграло битву сразу за две свои святыни. На сайте Московского патриархата 15 мая появилось сообщение, что «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской православной церкви чудотворной иконы «Троица», написанной преподобным Андреем Рублевым». Там же поясняется, что образ на год будет выставлен на всеобщее поклонение в храме Христа Спасителя, а затем переедет на постоянное место пребывания – в Троицкий храм подмосковной Троице-Сергиевой лавры.

Незадолго до этого стало известно, что в Санкт-Петербурге из ведения Эрмитажа в РПЦ на 49 лет передана гробница Александра Невского. Договор об этом 10 мая подписал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с оговоркой: «Церкви предстоит воссоздать условия состояния воздуха для хранения раки Александра Невского в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Без этого хрупкая гробница погибнет». Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов) пообещал сделать все необходимое для сохранения обоих экспонатов «по тем требованиям, которые нам представят Эрмитаж и Третьяковская галерея».

За возвращение обеих святынь в РПЦ бились несколько лет, но музейное сообщество было против. Голоса о том, чтобы саркофаг покинул стены Эрмитажа, стали раздаваться еще в начале 2000-х годов, после того как мощи Александра Невского были вынуты из раки и возвращены РПЦ. Спустя десятилетие, в 2012 году, тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский намекнул на такую возможность и пообещал, что будет создана точная копия гробницы. Правда, не уточнил, кому она достанется. В Эрмитаже тех лет парировали, что с 1922 года приложили слишком много усилий для того, чтобы сохранить экспонат, и не намерены просто так отдать оригинал церкви. Спор затянулся еще на десятилетие, но копия была создана.

В декабре 2021 года патриарх Кирилл опять попросил вернуть святыню. «Нахождение раки в Зимнем дворце (дореволюционное название Эрмитажа. – «НГР») – это в том числе и оскорбление памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны, которая даже представить себе не могла, что созданная по ее повелению рака будет находиться не в Александро-Невской лавре, а в Зимнем дворце», – заявил тогда глава РПЦ. «В настоящий геополитический момент соединение мощей с гробницей на территории лавры приобретает особый смысл и имеет большое сакральное значение», – так пояснил Пиотровский свое нынешнее согласие на передачу экспоната.

Что касается реституции рублевской «Троицы», то еще в 2008 году Московский патриархат напрямую обратился к Третьяковской галерее с просьбой о разрешении использовать икону при праздничных богослужениях в Троице-Сергиевой лавре в день Троицы 7 июня 2009 года. Однако музейщики тогда настаивали: перевозка шедевра невозможна. Экстренно был созван экспертный совет, в который вошли ведущие искусствоведы и реставраторы. Все они в один голос заявляли, что при транспортировке шедевр погибнет, поскольку нуждается в особых условиях содержания – специальном температурном и влажностном режиме. В Московском патриархате раскритиковали позицию искусствоведов и пообещали, что приложат максимум усилий, чтобы забрать шедевр древнерусского искусства себе. Конфронтация музейного и церковного сообществ длилась вплоть до июля 2022 года, когда церкви не без скандала удалось на несколько дней вывезти рублевское творение в Троице-Сергиеву лавру в рамках торжеств в связи с 600-летием обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Тогдашнее перемещение иконы некоторые СМИ назвали «насильственным» и утверждали, что прошение РПЦ для вывоза произведения древнерусского искусства было подписано «с нарушениями и под давлением». Теперь же передача произведения искусства состоялась при новом директоре Третьяковской галереи Елене Проничевой. Зельфира Трегулова, при которой разгорелись основные рублевские страсти, покинула свой пост в феврале с.г.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пионеры и пенсионеры

Пионеры и пенсионеры

Дарья Курдюкова

"Передвижники" в новом здании Третьяковки гонятся больше чем за двумя зайцами

0
1881
Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко. Вера в разум и высокое назначение человека

Александр Ципко

Победа невозможного над возможным ведет не к Богу, а к смерти

0
3652
Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Милена Фаустова

Воздвигнут памятник следователю, чье мнение противоречит официальной версии

0
7275
«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

«Грузинская церковь очень заинтересована в духовном окормлении абхазского и осетинского народов»

Анастасия Коскелло

Ректор Тбилисской духовной академии рассказал об отношениях с Московским патриархатом и национальными меньшинствами в стране

0
6852

Другие новости