0
2327
Газета Факты, события Интернет-версия

22.08.2013 00:01:00

Колыма, Шаламов и «Политиздат»

Тэги: петрицкий, гулаг, книги


петрицкий, гулаг, книги

Библиофильские вещдоки. 
Фото предоставлено Музеем ГУЛАГа

В жизни московских и питерских библиофилов произошло важное и знаковое событие. Петербургский библиофил Владимир Петрицкий передал Государственному музею истории ГУЛАГа свою коллекцию книг, насчитывающую целых 2554 тома. Почему дарителем был выбран именно музей ГУЛАГа – понять нетрудно. Ведь основной раздел библиотеки Владимира Александровича – собрание книг репрессированных писателей бывшего Советского Союза с 1930-х до 1950-х годов. Эта поистине впечатляющая коллекция включает книги около 70 репрессированных ленинградских авторов, около 90 московских, к тому же 25 сибиряков, 20 украинцев, 15 белорусов, а также кавказцев, писателей Средней Азии и прочих регионов.
Музейные работники немного рассказали об истории собрания. По их словам, побудительным мотивом коллекционирования для Владимира Петрицкого стало появление в конце 1950-х – начале 1960-х годов большого количества книг о неизвестных ранее деятелях партии, военных полководцах периода Гражданской войны, погибших в годы репрессий, литераторах первых лет советской власти. Тема сталинских репрессий очень интересовала Владимира Александровича, потому что им подвергся его отец – политкомиссар военного корабля Северного флота. В1934 году он был неожиданно арестован, позже увезен в Ленинград и там расстрелян по приговору Военной коллегии.
Как водится, на этом грустная история не завершилась. После ареста мужа мать Владимира Александровича уволили с работы, исключили из партии, выселили из квартиры, а в 1938-м выслали с двумя сыновьями в город Рыбинск Ярославской области. Там, переживая с матерью и братом голод, холод и бомбежки во время Отечественной войны, Владимир Александрович окончил школу и техникум, а позже работал технологом литейного цеха на заводе. В 60-е Владимир Петрицкий вернулся из ссылки в Ленинград, где и началось главное дело его жизни. Библиофил начал покупать брошюры «Политиздата» из серии «Герои и подвиги», положившие начало его будущей коллекции.
Собственно говоря, Владимир Петрицкий не только библиофил, но и писатель. Его перу принадлежит нескольких книг о книгах, в которых он рассказывает об интересных и редких экспонатах собрания. Ведь ему довелось проводить настоящие расследования для того, чтобы узнать истории попавших к нему в руки книг и выяснить подробности трагических судеб их авторов. Вот, скажем, интересный пример, когда знакомая фамилия автора найденной на завалах в букинистическом магазинчике брошюры привела коллекционера к старой вырезанной газетной заметке, а потом – к воспоминаниям о Колыме Варлама Шаламова, которые и пролили свет на судьбу автора брошюры. Теперь сотрудникам музея предстоят труды по научной обработке, чтобы позже собрание было открыто для публичного доступа. О сроках, правда, пока умалчивают.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
812
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2407
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1428
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1773

Другие новости