Трагическое и комическое переплелось в историях, рассказанных Кириллом Рябовым. Но трагического больше. Фото автора
В музее Льва Толстого на Пречистенке прошла встреча с писателем из Санкт-Петербурга Кириллом Рябовым, обсуждалась его книга «Спаси и сохрани». Как сказано в аннотации, она о русских мальчиках Филиппе и Дане, которые «едут сквозь зиму по заброшенным деревням и заметенным снегом дорогам» и которые «хотят жить и любить, но в дороге встречают только горе и смерть, ненастье и ветер».
По словам ведущей Гаянэ Степанян, текст имеет притчевую структуру, а сопровождающие картинки «очень иконописные». Автора спросили, почему два персонажа книги так похожи, Рябов ответил, что это один и тот же герой в разных ипостасях, с разным опытом: одна версия героя – побывавшего в жизненной мясорубке, вторая – сугубо гражданская: «Даня – абсолютно вымышленный образ, Филипп – собирательный».
В повести проявился конфликт двух субкультур: «ментовской» и «дворовой», «пацанской». Прозвучал вопрос, основано ли это на личном опыте или «взято из окружающей среды». Писатель пояснил, мол, и так и сяк. Ранее сам Рябов служил в ВОХР (военизированная охрана), форма у него была такая же, как в милиции. Служить ему было «не позорно», и он «не стесняется говорить, что был подментованным человеком», поскольку там работали «очень интересные люди».
Писатель вспомнил пару «чернушных историй» из «допотопного» 2001 года. Работал с ним «хороший парень, водитель Сережа», который по утрам развозил сотрудников по постам. Однажды на Васильевском острове, будучи «поддатым», «хороший парень» сбил старушку, после чего уехал с места происшествия. А когда подъехал к отделу, оказалось, что старушка находится под днищем автомобиля. Сереже дали 8 лет. Еще в ВОХР работал один «запойный сотрудник». Однажды он охранял магазин компьютерной техники, к которому примыкала рюмочная. «Он так накирялся», что упал и обмочился, а на объект пошел сигнал, что охранника застрелили. Группа захвата с автоматами и в бронежилетах выехала на место ЧП, выбила двери, пальнула в воздух, а «там всего лишь пьяный описавшийся сотрудник». Сотрудника не уволили, а перевели охранять милицейскую автостоянку. Он опять напился, а в этот момент из главка приехала проверка. На объект зашел генерал, а в обнимку с сотрудником лежат три бродячие собаки. «Таких историй довольно много», – пояснил Рябов.
В книге «Спаси и сохрани» есть эпизоды, о которых хочется сказать отдельно. Вот, например, сюжет со старым, исхудавшим, больным раком псом, которого его хозяйка просит убить, чтоб не мучился, и герои книги отводят пса в лес и убивают. В жизни писателя было много животных. Рябов рассказал о коте, которого ему однажды предложили пристроить. Кот оказался больным, постоянно шипел, приходилось делать ему клизму, но у него «и сейчас лапки больные». Писатель подумал: ну как он кому-то отдаст кота, которого уже полюбил? И не отдал.
Когда Рябов работал в детдоме, то при нем много лет жили две старые бродячие собаки: Дик и Жулька («просто прибились к детдому»). Дика очень любили дети, и Дик любил детей: «все к нему ласкались, он к детям ласкался». Потом Дик заболел раком и «за пару недель превратился в тощую щепку: умирал, не мог ходить, не мог есть». Ветеринар долго не мог его усыпить. Надо было кому-то держать собаку, «не дети же с воспитателями будут это делать». Рябов держал пса, а у ветеринара никак не получалось усыпить: «Я думал, что, если ты сейчас его не усыпишь, я отберу шприц и сам тебя усыплю». Потом Рябов отнес тело собаки, чтобы дворник его закопал. Получается, писатель «взял эту сцену» из личного опыта: Филипп в книге также избавляет живое от мучений. Жулька через пару месяцев тоже умерла, но писатель этого уже не видел, узнал от других.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать