![]() |
Пройдя через все круги ада, героиня сохранила проницательность ума и живую душу. Александр Трифонов. Вечерняя звезда. 2023 |
Одной из первой ласточек на эту тему в конце 1980-х стал фильм по повести Владимира Кунина «Интердевочка» – о жизни «путан», валютных проституток, дежуривших у ресторанов и гостиниц. Главный акцент фильма сводился к тому, что жажда наживы и нарушение моральных устоев ведут к трагической развязке (самоубийство матери героини, не перенесшей позора). В прозе 1990-х образ проститутки стал мелькать на страницах книг без всякого пафоса и «моралите», как данность. У Петрушевской в городской зарисовке мать и дочь проститутки. Древнейшая женская профессия обросла романтическим флером, некоторые наивные школьницы мечтали о такой «карьере», это было в «лихие 90-е», когда все рушилось. Отметались устои, появилась каста нуворишей, главное было – выжить в жестоком мире.
О женщинах древнего ремесла, как правило, пишут от третьего лица, соблюдая дистанцию. Оригинальность и смелость Осокиной как автора заключается в том, что она пишет от первого лица, заставляя читателя многое переосмыслить. Кажется, что случайно заглянул в чужой дневник и не можешь оторваться. Возникает мысль: а может быть, автор имеет отношение к происходящему? Не с себя ли она это написала, не она ли та самая Наташа, ведь не зря же повествование идет от первого лица? Возможно. Но доподлинно не известно, было ли так на самом деле. А предполагать можно все что угодно.
Роман начинается с главы «Ментовской субботник», где за героиней охотятся стражи правопорядка тех теперь уже далеких лет. Детали происходящего выписаны с жестокой натуралистичностью, без желания завуалировать или прикрыться фиговым листочком. Ужасающие подробности, которым нельзя не верить. «Я профессионалка», – время от времени не без иронии повторяет героиня, и в этом сквозит своеобразная гордость. Гордость, ведь она достигла вершин мастерства в этом деле. Радует и удивляет, что, пройдя через все круги ада, героиня сохранила проницательность ума и «душу живу».
![]() |
Людмила Осокина. Наташа: Роман. – М., 2025. – 332 с. |
Наташа (собирательный образ, имя, ставшее нарицательным для жриц любви, отчасти потому, что по большей части многие из них при знакомстве назывались Наташами, не будучи ими в действительности) как личность неоднозначна. Она трезво осознает безысходность ситуации: дочь отбилась от рук, мужа не волнуют риски ее «профессии», она ему безразлична. Но семье надо хотя бы физически выжить. С юности мечтавшая о настоящей любви, она предельна одинока. Чувство к оперу Шурику заканчивается полным разочарованием.
Хочется обратить внимание и на композицию романа. Роман условно делится на три части: отношения Наташи с ее возлюбленным Шуриком, перипетии жизни самой Наташи и рассуждения Наташи о жизни и профессии (заметки на полях). Крайне интересны, на мой взгляд, эти заметки на полях, предельно откровенные, они выдают аналитический склад ума героини. Драматический финал как бы открывает новые горизонты. Звучит нежная романтическая мелодия, угадывается подлинный голос героини, чудом сохранившей внутреннюю чистоту. Она задает себе вопрос: хочет ли она когда-нибудь вернуться в мир людей и где это место счастливого пребывания? Нет, не хочет. Они принесли ей столько зла. В мире людей ей нет места. И место счастливого пребывания для нее там, где нет людей: «Далеко-далеко… На необитаемом острове, за гранью бытия…» А где это?..
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать