0
149
Газета Проза, периодика Печатная версия

16.07.2025 20:30:00

Не подходите к ней с вопросами

Людмила Осокина показала в своем романе самое дно городской жизни 1990-х

Тэги: проза, 90е


25-13-2480.jpg
Пройдя через все круги ада, героиня
сохранила проницательность ума и живую
душу. Александр Трифонов.
Вечерняя звезда. 2023
Творчество поэтессы Людмилы Осокиной крайне разнообразно по жанрам и тональности: лирика, стихи-романсы, реалистические зарисовки, фантастическая проза с привкусом мистики и жгучие по откровенности мемуары. Напрашивается сравнение с феноменальным голосом певицы, которая способна брать несколько октав. Новый роман Осокиной «Наташа» вызвал у меня неподдельное любопытство. О чем он? Казалось бы, тему богемы, невыносимой жизни с гением и фактической бездомности в «Халупе» и других мемуарных произведениях она исчерпала сполна, порой с шокирующими подробностями. Посвящение «Всем труженицам невидимого дорожного фронта лихих 90-х» сразу поставило все точки над «i». Тема романа о жизни одной московской проститутки тех лет предельно щекотливая, для большинства запретная. В русской классике у Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Куприна, Максима Горького нас прежде всего учат сострадать «падшим». Как писал Александр Блок: «Не подходите к ней с вопросами, / Вам все равно, а ей – довольно: / Любовью, грязью иль колесами / Она раздавлена – все больно…» В советское время этой темы практически не касались. Считалось, что с победой социализма женщина могла наравне с мужчинами трудиться на любом производстве. Заработок на панели ушел в прошлое.

Одной из первой ласточек на эту тему в конце 1980-х стал фильм по повести Владимира Кунина «Интердевочка» – о жизни «путан», валютных проституток, дежуривших у ресторанов и гостиниц. Главный акцент фильма сводился к тому, что жажда наживы и нарушение моральных устоев ведут к трагической развязке (самоубийство матери героини, не перенесшей позора). В прозе 1990-х образ проститутки стал мелькать на страницах книг без всякого пафоса и «моралите», как данность. У Петрушевской в городской зарисовке мать и дочь проститутки. Древнейшая женская профессия обросла романтическим флером, некоторые наивные школьницы мечтали о такой «карьере», это было в «лихие 90-е», когда все рушилось. Отметались устои, появилась каста нуворишей, главное было – выжить в жестоком мире.

О женщинах древнего ремесла, как правило, пишут от третьего лица, соблюдая дистанцию. Оригинальность и смелость Осокиной как автора заключается в том, что она пишет от первого лица, заставляя читателя многое переосмыслить. Кажется, что случайно заглянул в чужой дневник и не можешь оторваться. Возникает мысль: а может быть, автор имеет отношение к происходящему? Не с себя ли она это написала, не она ли та самая Наташа, ведь не зря же повествование идет от первого лица? Возможно. Но доподлинно не известно, было ли так на самом деле. А предполагать можно все что угодно.

Роман начинается с главы «Ментовской субботник», где за героиней охотятся стражи правопорядка тех теперь уже далеких лет. Детали происходящего выписаны с жестокой натуралистичностью, без желания завуалировать или прикрыться фиговым листочком. Ужасающие подробности, которым нельзя не верить. «Я профессионалка», – время от времени не без иронии повторяет героиня, и в этом сквозит своеобразная гордость. Гордость, ведь она достигла вершин мастерства в этом деле. Радует и удивляет, что, пройдя через все круги ада, героиня сохранила проницательность ума и «душу живу».

25-13-11250.jpg
Людмила Осокина. Наташа:
Роман. – М., 2025. – 332 с.
Общий тон повествования исповедально-ироничный, героиня смотрит на ситуацию как бы со стороны. Чувство юмора помогает ей выжить в разных критических ситуациях. Замечательна глава о ложной беременности, неожиданна и комична реакция мужа. Юмористический талант автора особенно заметен в создании галереи портретов клиентов. Страшно и смачно выписаны развлечения тех, кто практиковал когда-то так называемые «субботники». Перед нами дно городской жизни, ночная жизнь со всеми натуралистическими подробностями.

Наташа (собирательный образ, имя, ставшее нарицательным для жриц любви, отчасти потому, что по большей части многие из них при знакомстве назывались Наташами, не будучи ими в действительности) как личность неоднозначна. Она трезво осознает безысходность ситуации: дочь отбилась от рук, мужа не волнуют риски ее «профессии», она ему безразлична. Но семье надо хотя бы физически выжить. С юности мечтавшая о настоящей любви, она предельна одинока. Чувство к оперу Шурику заканчивается полным разочарованием.

Хочется обратить внимание и на композицию романа. Роман условно делится на три части: отношения Наташи с ее возлюбленным Шуриком, перипетии жизни самой Наташи и рассуждения Наташи о жизни и профессии (заметки на полях). Крайне интересны, на мой взгляд, эти заметки на полях, предельно откровенные, они выдают аналитический склад ума героини. Драматический финал как бы открывает новые горизонты. Звучит нежная романтическая мелодия, угадывается подлинный голос героини, чудом сохранившей внутреннюю чистоту. Она задает себе вопрос: хочет ли она когда-нибудь вернуться в мир людей и где это место счастливого пребывания? Нет, не хочет. Они принесли ей столько зла. В мире людей ей нет места. И место счастливого пребывания для нее там, где нет людей: «Далеко-далеко… На необитаемом острове, за гранью бытия…» А где это?..


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


У вас много в душе богатства

У вас много в душе богатства

Ольга Камарго

Исполнилось 240 лет со дня рождения русской сказочницы Анны Зонтаг

0
491
В вечность устремлены все, но с неодинаковым результатом

В вечность устремлены все, но с неодинаковым результатом

Арсений Анненков

Об источниках стойкости и сути предательства в повести Василя Быкова «Сотников»

0
5296
Взнос

Взнос

Александр Хорт

Навеяно повестью Гоголя с похожим названием

0
2644
Просто быть рядом

Просто быть рядом

Рада Полищук

Рассказы Надежды Ажгихиной – они про чудо, которое может произойти, если не оставлять надежду

0
611

Другие новости