0
171
Газета Факты, события Печатная версия

06.08.2025 20:30:00

И немножко Гефест

«Феня-фест» – фестиваль имени одного коня, по следам одной книги

Тэги: фестиваль, проза, поэзия, животные, лес, деревня


фестиваль, проза, поэзия, животные, лес, деревня На лесной сцене «Феня-феста» поэтесса и переводчица Анна Герасимова, она же исполнительница песен Умка. Фото автора

В прошлом году писатель Илья Кочергин, автор автобиографической прозы о бытовании городского культурного человека на заповедных просторах Алтая и сборника очерков «Присвоение пространства», исследователь места природы и пейзажа в современной литературе, выпустил книгу «Запасный выход». Так называлась повесть о непосредственном контакте человека с нечеловеческим – конем по имени Феня, которого завел Кочергин. У него дом в рязанской деревне, и выстроен он писателем лично. Повесть рассказывает о том, как городской юноша, не помышлявший о тихом уединении в деревне, вырос в мужика, которому для спасения себя, творчества, семьи остро понадобилось взглянуть с собственноручно уложенной крыши в глаза списанного из спорта коня. Этот конь становится символом, ключом к непосредственному, живому контакту. Человек и природа, мужчина и женщина, родитель и ребенок, человек и конь в книге Кочергина лучше всего понимают друг друга, когда не пытаются один на другом ездить.

«Феня-фест» – название, которое родилось спонтанно, как и сам фестиваль. Утверждают, что придумал это словосочетание поэт и критик Константин Комаров. Летом прошлого года это были стихийно организованные чтения на краю леса, за деревенским домом. Именем Фени их назвали не ради шутки. Конь и тут, как в повести, оказался в центре. Круглый год к Илье Кочергину приезжают поэты и прозаики, а к его жене, психологу Любови Кочергиной, – клиенты на терапию. Писатель знакомит литераторов и коня Феню в рамках проекта «Поэт и нечеловеческое. На границе контакта». Его супруга приводит людей к коню в ходе психологической работы. Гости доверяют коню свои литературные и душевные тревоги, навешивают проекции, осознают себя в контакте с конем как существом принимающим, но свободным. Это вдохновение без слов, терапия в лицах. Конь – тот, кто порождает вопросы: кто я рядом с конем, какую роль играю, от чего шарахаюсь и зачем мне непременно нужно его угостить и погладить?

В этом году книга «Запасный выход» вошла в финал премии «Большая книга» и награждена премией имени Даниила Гранина. А фестиваль «Феня-фест» впервые был организован специально. Всю программу уложили в один день. В рязанскую деревню прибыли литераторы Василий Нацентов, Елена Погорелая, Иван Белоусов, Павел Пономарев, Наталья Костина и др. Всего три десятка участников. Поэтические чтения прерывались на мастер-классы – участникам было предложено изготовить фольклорную сапожковскую игрушку из глины и описать за 20 минут какой-либо предмет из дома Кочергиных. Сумерки встретили под песни Умки (Анны Герасимовой). А ночью на экране, растянутом под лесными деревьями, показали готовящийся к премьере фильм Ольги Столповской о современной поэзии. Картина «Надень свое лучшее платье» снята под кураторством поэтессы Анны Аркатовой. Она предложила трех героинь – современных городских женщин, посвятивших себя поэзии, изучению русского фольклора, организации литературных мероприятий. Съемки велись с 2021 года. Начиная работу, ни героини, ни создатели фильма не знали, что впереди – общий 2022 год и в личной жизни героинь – и свадьбы, и роды, и похороны. Вероятным местом премьеры фильма станет лекторий «Прямая речь». А участники «Феня-феста» увидели почти готовую версию, показывающую, что жизнь, в том числе поэтическая, полна испытаний и перемен. Однако писатель – тот, кто умеет найти в испытаниях смысл и создать пространство, в котором найденным можно безопасно делиться.

«Только я вижу серп и молот?» – «И немножко Гефест», – участники обсуждали название фестиваля, выложенное поверх занавеса в лесу. Четвертая стена украшена цветами. Как и волосы поэтессы Ану Костя из Монголии: она первая выходит на небольшую сцену и признается, что на голове ее – первый в жизни венок. «На самом деле я городская. И жизнь моя прошла между четырьмя стенами. А так хотелось вот этого – просто сплести венок, позавтракать в природе, есть домашние пирожки и своими глазами увидеть триллион звезд». Кочергин вспоминает, как Ану Костя в рамках проекта «Поэт и нечеловеческое» устроила «дискотеку с конями». А сама она признается, что в Литинституте ее критикуют за слишком радостные стихи: «Но я не могу взглянуть на этот мир иначе».

Варвара Заборцева, поэтесса и прозаик из Архангельской области, приезжает к Кочергиным уже четвертый раз, но только недавно они выяснили, что родилась она в один день с их верной собакой по кличке Кучук. «Я думала, все собаки кусаются и все кони толкаются, – рассказала Заборцева о своем контакте с нечеловеческим. – Я никогда не видела, как растет слива на дереве. Сегодня Ильин день – это время самой спелой малины у нас дома. Но я все равно решила приехать. Ведь ограничивать жизнь только малинником – странно. Когда есть еще слива, персики... И Кучук».

«Кратчайший путь к сердцу коня идет через арбуз», – заявил Юрий Татаренко. И рассказал, что в гостях у Кочергиных успел выступить в юрте – настоящем войлочном доме, который играет здесь роль то гостиницы, то арт-пространства. «Я выступал в юрте и возле юрты. Осталось выступить под юртой!» – задумался Татаренко, и Кочергин гостеприимно откликнулся, что под юртой поэта ждет вход в другой мир. «Пока морозная трава скрипит арбузно под подошвой...» – поддержала диалог строчка прозаика и драматурга Светланы Чураевой, которая сказала, что только в такой дружественной обстановке готова прочитать стихи.

Антон Ермолин из Челябинска прочел фрагмент рассказа о писателе, которого допустили к лошадям в катух (разновидность хлева): «Алеша записывает и думает о том, как соблюсти технику безопасности... Алеша запутался, если честно, чьи ощущения и мысли записывать».

За «безопасное пространство» особенно благодарила хозяев фестиваля Мария Соколовская из Воронежа. «Конь может наступить на ногу», – осторожно уточнил Кочергин. А собака Кучук – поднять ножку на лесной занавес. Впрочем, собаку вовремя от декорации отогнали.

Мастер-класс по сапожковской игрушке провела Марина Захарьящева, автор книги «Русская игрушка». Она показала традиционную глиняную фигурку «медведь-лягуха» и отметила, что в сапожковской игрушке женщины большие, объемные, увешанные грудями и младенцами, а мужчины – фигурки небольшие, условные. «У женщин грудь, у мужчин гармошка», – учила она тонким различиям. Поправляла участника мастер-класса: «Вы извините, но от женщины тут у вас пока ничего нет». И вручила Илье Кочергину фольклорного глиняного «Оскара».

Умка призналась, что не писала нового 10 лет, и только недавно «организм попросил». Она предложила заказывать песни по желанию, и Ольга Столповская назвала: «Мама, я у тебя один!» «Это не моя песня. Погуглите!» – возразила Умка. И тут же догадалась: «Мама, устал я быть косым?» Эту песню исполнили всем фестивалем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


ВДНХ отметила день рождения масштабным автофестивалем

ВДНХ отметила день рождения масштабным автофестивалем

Татьяна Астафьева

Выставка "ПроДвижение" позволила горожанам заглянуть в прошлое и будущее отрасли

0
1210
Хоккей в Москве доступен и в летнюю жару

Хоккей в Москве доступен и в летнюю жару

В "Лужниках" открылась гибридная ледовая площадка для занятий фиджитал-спортом

0
1619
Эстония устанавливает новые заграждения на границе с Россией...

Эстония устанавливает новые заграждения на границе с Россией...

Юрий Паниев

15 стран Запада призвали признать палестинское государство

0
1403
Поклонная гора станет "Русским полем"

Поклонная гора станет "Русским полем"

Елена Крапчатова

Масштабный фестиваль народной культуры состоится в Москве 9 августа

0
2627

Другие новости