0
843
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.11.2001 00:00:00

Казнить нельзя помиловать?

Игорь Копытов

Об авторе: Игорь Копытов - журналист.

Тэги: россия, автомобилестроение, конструктор


Почему мы делаем лучшие в мире самолеты и ракеты - и посредственные автомобили? Почему у нас каждый ребенок знает имена авиационных и космических конструкторов - Туполев, Микоян, Королев, - но не знает ни одного имени конструктора автомобильного? Почему нет у нас своих "фордов", "пирелли", "рено", "опелей"? Как и куда вообще "ехать" дальше отечественному автопрому - раствориться в западном или продолжать поддерживать пусть несовершенное и в чем-то архаичное, но зато свое автомобилестроение?

Автомобиль в России появился практически одновременно со знаменитым "Даймлер-Бенц", но судьба ему была уготована другая. Из-за огромных расстояний и отсутствия дорог бурного развития автомобилестроения не получилось - даже в 1915 г., когда вся Европа уже ездила на автомобилях, Россия оставалась гужевой, имея почти 33 млн. (!) лошадей. Замечательных конструкторов у нас было немало. Яркий пример - морской офицер Борис Луцкой, работавший с Даймлером. Самый мощный в мире судовой двигатель, самый большой в мире самолет - его детища. Но Луцкой работал в Германии. Множество новаторских конструкторских решений Луцкого воплотилось потом в предшественнике "Мерседеса", но разница между русским и немецким гениями была в том, что один патентовал свои (и чужие) изобретения, а второй был гуленой и щедрой душой. Один вошел в историю, а второй закончил свои дни в тюрьме. Указывать ли здесь - "кто есть ху"?

Еще один эпизод, не из столь далекого прошлого, ярко иллюстрирует отношение к автопрому в нашей стране со стороны власть предержащих. Вспомним двадцатилетней давности призыв генсека КПСС к ВАЗу "стать законодателями мировой автомобильной моды". Известно, что если собрать девять беременных женщин на первом месяце, то ребенок все равно не родится. Даже если собрать в кучу лучших наших автомобильных конструкторов и завалить их деньгами, "Мерседес" они не переплюнут, потому что пропасти на путях сознания, конструкторской мысли, технологии не перепрыгиваются в одночасье.

Как жить дальше? Может быть, не изобретать велосипед? Не напрягаться изо всех сил, а понастроить в России американские, европейские, японские автозаводы и жить "как все"? Не получится, потому что их машины у нас покупать некому - они для другого жизненного уровня. Остается либо выпускать свои дешевые, но зачастую некачественные машины (плохими они стали после того, как мы "нюхнули" иномарок, а до этого годами стояли за этими машинами в очередях, а потом на них ездили десятилетиями и радовались), либо убрать таможенные барьеры и ездить на дешевом импортном "секонд-хенде", похоронив российский автопром. Беда второго варианта не в том, что Россия превратится в гигантское утилизационное предприятие, а в том, что миллиарды накопленных нами долларов потекут не в родную промышленность, а на Запад, улучшая их жизнь, а не нашу. Поэтому оптимальный вариант - третий, тот самый, который и предлагает правительство: поднять планку таможенных пошлин на иномарки до той отметки, которая бы ослабила конкуренцию отечественному автопрому - он нужен не только живой, но и прибыльный. А зачем он нужен? Даже школьник знает, что автомобильная отрасль страны - локомотив всей ее промышленности в силу быстрой ликвидности и большой "денежноемкости" ее продукции. Если наш автопром исчезнет, то выпуск промышленной продукции сократится на 10%, встанут десятки заводов-поставщиков, останутся без работы более 40 млн. человек.

Сможем ли мы (и когда?) делать хорошие автомобили? Сможем, но не скоро. И качество, и комфорт, и цена наших автомобилей будут расти пропорционально росту наших доходов, нашего жизненного уровня, пропорционально прибыли автозаводов и тому эффекту, с которым этой прибылью менеджмент и руководство заводов распорядятся.

А почему бы президенту или премьеру не взять да выступить с обращением к народу - ведь "таможня" затрагивает интересы миллионов, - где разложить все по полочкам, объяснить, что сегодняшнее "право выбора" дешевой иномарки или нового отечественного автомобиля обернется завтрашним кризисом отечественной промышленности. Что на самом деле повышение пошлин и есть настоящая забота о своем народе: завтра он должен жить лучше, чем сегодня.

Повышение пошлин - необходимое, но недостаточное условие для настоящего подъема уровня и качества наших автомобилей. Если правительство после повышения таможенных пошлин и дальше будет обирать наши автозаводы до последней нитки, если менеджмент заводов не научится мыслить и работать по-современному, если заработанные автозаводами средства будут разворовываться или тратиться неэффективно, то пропасть между нашими машинами и западными останется навсегда┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2143
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4870
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2671
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3075

Другие новости