0
2468
Газета Ислам Интернет-версия

12.09.2001 00:00:00

Честный имам

Тэги: ислам, имам, экстремизм


- Уважаемый Магомед, расскажите, пожалуйста, о своих прихожанах, например, много ли в мечети молодежи?

- Большинство людей, а следовательно и молодежь, находится в Ингушетии и Дагестане. Например, в Кенхи было 360 - 400 хозяйств. Сейчас осталось 160 - 180. Почти половина населения уехала из-за войны. Раньше только в Кенхи мечеть посещали 350 человек, теперь - 100-110 самое большое, и это из Кенхи и соседних сел. Все изменилось, жить стало трудно. Того покоя, что был раньше, сейчас нет. Теперь и дома чувствуешь опасность, и на улице в селе, и в городе. Со всех сторон стало трудно жить, и никакой социальной защиты нет.

- Как же случилось, что после распада Советского Союза многие жители Чечни стали боевиками?

- Из нашего села ни в ту войну чеченскую, ни в эту ни один человек боевиком не стал, ни один человек в руки оружие не взял и против российской власти не воевал.

- Но разве при Дудаеве или Масхадове не проводились какие-либо мобилизационные мероприятия для молодежи?

- Призывали их, они даже служили в Шалинском районе где-то 3-4 месяца в 1992-1993 гг., но как-то в отпуск приехали и больше не вернулись туда.

- А ваххабиты были здесь?

- Были, отсюда же они напали на Дагестан. Они приехали сюда где-то в июле-августе на машинах ночью со стороны Грозного и совершили заход в Цумадинский район, но это у них не получилось, и они вернулись обратно в Ботлих.

- В Кенхи были аварцы, которые поддержали ваххабитов, или же сами стали ваххабитами?

- Из нашего села не было. С одной стороны, наши проповеди помогли, а может, с другой стороны, сами люди не хотели.

- А как вы убеждали людей, на чем акцентировали внимание в ваших проповедях?

- Бороться с неверующими - это не религиозный путь, и мы убеждали молодежь, что религия и война - это разные вещи, потому что войной ничего не решается. В большинстве газет, в радиопередачах и по телевидению говорится о исламских экстремистах, ваххабитах и тому подобное. Но ислам никакого отношения к этому не имеет, потому что ни один имам мечети, ни один религиозный деятель в этой войне не участвовал. Религию взяли как будто под маскировку. А если это честный имам, если он работает по законам Корана, то он не должен призывать людей к оружию, на войну.

- А много было таких имамов в Чечне?

- Не призывающих, которые не хотят войны, по-моему, больше всего было.

- Но были и те, которые призывали к войне?

- По-моему, и такие тоже были, которые явно хотят от войны чего-то.

- Есть ли какая-нибудь разница между мусульманскими обрядами чеченцев и аварцев? На каком языке, в частности, ведутся проповеди?

- Никакой разницы нет. Проповеди ведутся на аварском языке. Люди, которые приходят из чеченских сел, тоже понимают аварский язык. Но когда я езжу по району, в других населенных пунктах кое-как объясняюсь и по-чеченски, хотя и не так хорошо владею им.

- А как вы сочетаете свою службу в Кенхи и других селах?

- В Кенхи у меня есть заместитель, когда один-два раза в месяц по очереди я выезжаю в Кири, Шарой или Химой, чтобы прочитать проповедь, совершить намаз, поговорить с людьми. Кроме того, я тоже слушаю, смотрю, как местный имам читает проповеди, как объясняет, куда он склоняется, т.е. обычная проверка имама на правильное совершение намаза и чтение Корана, правильное ведение проповеди.

- Как становятся имамами, кто их назначает?

- Те жители, которые живут в этих населенных пунктах, избирают для себя имама мечети. Потому что людей, которые знают арабский язык, совершают намаз и могут стать имамами, здесь очень много, а из них выбирают лучшего из лучших, выдвигают его, и он, как правило, соглашается.

- А бывают такие случаи, когда не соглашается?

- Тоже бывают. Например, в Кенхи есть 3-4 человека, которые лучше меня знают арабский и лучше меня могут работать, но они не хотят, потому что нет социальной защиты. Ночью может любой человек прийти и убить. Имамов и глав районов "убирают" боевики. В Чечне, например, уже убили восемь чеченских имамов.

- Когда это было?

- Во время войны и после - в 1999-2001 гг., в течение этих трех лет. Недавно атагинского имама "убрали", урус-мартановского в прошлом году, в Грозном, точно я уже не помню...

- Почему, по-вашему, все-таки их убивают?

- Не знаю.

- Функционируют ли сейчас духовные учебные заведения в Чечне?

- Нет, как началась вторая война (с 1999 г.) духовные учебные заведения закрыты.

- Где, например, жители Чечни могли изучать арабский язык?

- В 1991 г. в Грозном и Курчалое открыли исламский институт и медресе, кроме того арабский также изучали и в Дагестане. Есть и самоучки, которые сами дома занимались.

- Как живут имамы? Кто им платит зарплату?

- Никто не платит.

- Но есть хоть какие-то доходы с пожертвований прихожан?

- Доходы мизерные.

- На что вы потом расходуете эти суммы?

- На нужды мечети: покупку ковров, ремонт крыши. (В конце 1999 - начале 2000 гг. село Кенхи пережило несколько налетов авиации федеральных сил. Люди тогда укрывались в горных пещерах, но лишь некоторые постройки были разрушены обстрелами и бомбежками, в том числе и мечеть, у которой в результате возникшего пожара сгорела часть крыши над помещением для омовения ног верующими перед намазом.)

- А лично вы чем живете?

- Скотоводством, косим, сеем, работаем. У меня 8 коров, они дают молоко, сыр, творог, сметану. Сажаем и выращиваем картошку. Потом ее продаем, покупаем муку. Продаем корову - получаем деньги, и на эти деньги покупаем одежду детям и себе.

- Сколько у вас детей?

- Две девочки и два мальчика. Самой старшей 11 лет, самому младшему 5.

- У вас одна жена, а если имаму захочется иметь несколько жен, он имеет на это право?

- Имеет, но у нас так не принято, чтобы жениться на второй или на третьей.

- Жена имама чем-нибудь отличается от других женщин села, к ней предъявляются какие-то особенные требования?

- Нет, она точно так же, как и все, пасет скот, занимается хозяйством и огородом, никакой разницы нет.

- Расскажите мне, пожалуйста, об обязанностях имама.

- В обязанности имама входит совершать пятничный намаз (на него собираются много людей, и он длится около часа), а также обычные намазы: утром, вечером, в обед, перед вечером и в вечернее время. Во время похорон он должен обмыть умершего человека, отправить его на кладбище, прочитать проповедь.

- А как имам участвует в обряде бракосочетания?

- Имам в нем необязательно должен участвовать. Но обычно люди приходят к его дому или вызывают имама к себе. Обряд бракосочетания может прочитать и заместитель имама или другой человек.

- За последнее время у вас было много свадеб?

- Мало. Раньше было много бракосочетаний и было весело, радостно - до первой войны в Чечне.

- Когда построена эта мечеть?

- Мы сами не знаем. Нет такого человека, который знает, когда она была построена. Старики говорят, что около 200 лет тому назад.

- Нынешний имам обязан знать всех имамов, которые были до него?

- Не обязан, но я помню трех предыдущих имамов, которые были здесь до меня.

- Как происходит смена имамов?

- Имама избирают на год, но если имам хочет дальше продолжать службу, то его мнение тоже учитывают. Имама переизбирают, если приехал человек, который окончил медресе, а значит лучше будет читать проповеди, или в селе живет человек, который может лучше совершать намаз. Тогда прежний имам становится обычным человеком, как и все, ходит в мечеть и помогает избранному.

- Вы инспектируете четырех имамов своего района, а вас кто-нибудь контролирует?

- Да, муфтият Чеченской республики во главе с муфтием Шамаевым Ахмедом-Аджи. Но на проверку приезжают нечасто, в годы войны существуют другие проблемы. Один раз в месяц меня вызывают на заседание имамов, оно проходит в муфтияте в Гудермесе, но последний раз я там был в марте. Нет транспорта, чтобы ездить по населенным пунктам, нет мечетей, нехватка имамов: у меня всего 4 имама, а населенных пунктов 11. Но если похороны или какие-либо иные вопросы, то мне все равно приходится ехать туда, потому что там нет имамов.

- Даже если там нет мечетей?

- Обязательно должен ехать, потому что там тоже люди живут, там тоже возникают вопросы. С 1999 г. во многих населенных пунктах нет электричества, телевидение с первой войны не работает, нет радио, культурных центров досуга. Все это ложится на плечи имама.

- Кто из имамов находится в таком же тяжелом положении?

- Все имамы горных районов: Итум-Калинский, Шатойский и Шаройский. Если возникают какие-то проблемы, мы консультируемся друг у друга, обмениваемся мнениями, информацией. Еще я поддерживаю отношения с теми, кто со мной учился в Ташкентском исламском институте, мы регулярно переписываемся, если возникают трудные жизненные обстоятельства.

Кенхи-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
250
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
264
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
177
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
114

Другие новости