0
1163

25.05.2006 00:00:00

Художники в бумажном лабиринте

Тэги: полка, документы, свидетельства


Полка: Документы. Свидетельства. Комментарии. Вып. 3. – М.: Материк, 2006, 188 с.

Не было раньше и нет до сих пор в мире страны, в которой кинематограф пользовался бы такой же поддержкой со стороны правительства, как это было в Советском Союзе. Но при этом нигде власть не была к кино настолько требовательной. Все как в семье: бьет – значит любит. Ленинскую фразу о том, «что из всех искусств для нас важнейшим является кино», истрепали до полной неузнаваемости: там ведь было дальше – «в деле пропаганды и агитации».

Столкновение интересов художника и власти породило в СССР такое понятие, как «полка». Выдающиеся киноработы, которые в свое время не вышли в прокат, а «легли на полку», теперь дают материал вот уже для третьей книги, названной этим невеселым жаргонизмом.

В третий выпуск «Полки» вошли истории создания и запрещения таких картин, как «Безумие», «Прощание за чертой», «Родник для жаждущих», «Среди серых камней», «Тема», «Цвет граната» и киноальманаха «Начало неведомого века». Кроме идеологических препон, не пропускавших фильмы, авторы которых, подобно и Андрею Смирнову, Ларисе Шепитько и Глебу Панфилову, «утратили классовое чутье», существовали и стены непонимания, не пропустившие к зрителю поэтические картины Киры Муратовой, Юрия Ильенко и Сергея Параджанова. Доставалось всем и поровну – и картинам, снятым в центре, и сделанным в республиках: на «Арменфильме», на «Таллинфильме», на Одесской киностудии...

О «запрещенных» фильмах рассказывают ведущие современные киноведы: Виктор Матизен, Евгений Марголит, Валерий Фомин, Ирина Изволова. Каждый рассказ подкреплен историческими документами: приказами, заявлениями, рапортами, заключениями комиссий и выписками из протоколов заседаний. В результате читателю дается яркое представление о том бумажном лабиринте, в котором оказывался кинохудожник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
296
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1704
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
2118
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2725

Другие новости