0
1444

29.05.2008 00:00:00

Спор ученого с мемуаристом

Тэги: книга, кино, спор, пушкин


книга, кино, спор, пушкин Многое в жизни поэта происходит только в его воображении.
И. Айвазовский. Венчание поэта в Древней Греции. 1886. Национальная галерея Армении, Ереван

Виктор Листов. И дольше века длится синема. – М.: Материк, 2007. – 372 с.

Мне кажется, автор книги доктор искусствоведения Виктор Листов должен затрудняться, отвечая на вопрос о том, кто он по специальности. Историк? Киновед? Драматург? Пушкинист? Все одинаково верно. И все нашло отражение в книге.

В руках у читателя – весьма любопытный сплав исследований и эссе, рецензий и мемуаров. Издание приурочено к 100-летию отечественного кино, и поэтому суждения об экранном искусстве занимают в нем главное место. Тут все сплетено из неожиданных парадоксов.

Вот, скажем, отклик на картину Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Это острая, точная реплика, в которой мы имеем уникальную возможность наблюдать, как в авторском сознании не уживаются, спорят ученый-историк и мемуарист, участник исторического события. Описание похорон Сталина, думаю, поднимается здесь до уровня хорошей художественной прозы.

Тот же мотив сочетания исследовательского и мемуарного подходов присутствует в двух эссе, озаглавленных «Кинематограф и утопия возврата» и «Разоружение анархистов». В первом – автор на материале кино размышляет о шестидесятнической иллюзии, будто счастье многострадальной страны обеспечивается возвращением от Сталина к Ленину, к аскетизму революционной поры. Но и мемуарист сильно напоминает о себе. Оказывается, в 1950-е годы автора таскали в КГБ за участие в подпольном кружке, изучавшем марксистскую классику. «Разоружение анархистов» можно счесть киноведческим трудом о сценарной подоснове документальных фильмов. А можно видеть здесь опыт Листова-сценариста, опирающегося на собственные воспоминания. Читатель узнает много нового, неожиданного о создании известных неигровых лент, снятых по сценариям автора книги: «Власть соловецкая» (режиссер Марина Голдовская), «Реформа на крови» (режиссер Виктор Лисакович), «Безумец бедный» (режиссер Игорь Калядин).

Последняя из перечисленных картин – о Пушкине. В ней предложена версия гибели поэта без решающего участия Жоржа Дантеса и Натальи Пушкиной.

Великому поэту – в кинематографическом контексте и вне оного – посвящено много страниц книги. Она завершается большим разделом «Пушкин: жизнь в воображении». Кажется, в нем нет ни слова прямо о кинематографе. Но раздел посвящен общим, единым для всех искусств, вопросам психологии творчества, поэтому работа органически завершает собою все издание.

В эссе «Пушкин: жизнь в воображении» Листов ставит старую проблему – что в произведениях поэта основывается на жизненном и культурном опыте, а что – на вольном творческом воображении автора. Автор идеалистически полагает воображение более влиятельным началом, чем жизненные реалии и круг чтения и наблюдения. Весьма забавно следить за ходом мысли Листова, когда он выявляет в научной биохронике Пушкина «факты», почерпнутые составителями из пушкинских текстов. Выясняется: в биографии поэта сегодня предъявляются некоторые эпизоды, существовавшие только в воображении поэта.

К недостаткам книги я бы отнесла некоторую ее разностильность. Рядом со многими живыми, воспринимаемыми на одном дыхании текстами есть статьи, написанные в академически бесстрастной манере. К счастью, их немного – две-три.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
672
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
875
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
820
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
705