0
1422
Газета Проза, периодика Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Чумовая фрилавщица с "папиком"


Кингсли Эмис. Девушка лет двадцати: Роман. Пер. с англ. О. Кириченко. - М.: Гудьял-Пресс, 2000, 282 с.

"ДЕВУШКА лет двадцати" (1972) - одиннадцатый по счету роман английского писателя Уильяма Кингсли Эмиса (1922-1995).

Международную известность Эмис завоевал своим дебютным романом "Счастливчик Джим" (1954; русский перевод - 1958). Главный герой этого квазисатирического опуса, тридцатилетний лоботряс Джим Диксон по недоразумению был принят за бунтаря, ниспровергателя основ консервативного британского истеблишмента. В результате неразборчивые журналисты причислили Эмиса к так называемой "литературе рассерженных молодых людей".

Очевидно, в послевоенной Британии проблема "отцов и детей" стояла так остро, что потребность в английском Базарове вынудила читателей вложить в пустоватый эмисовский роман то содержание, какое им требовалось. Сам Эмис, уже будучи пожилым, маститым беллетристом, увенчанным лаврами Букеровской премии (в 1986 г. за роман "Old Devils") и для полного счастья пожалованным дворянским титулом, напрочь отрицал свою принадлежность к "рассерженным молодым людям" - а заодно оспаривал и факт существования подобного литературного течения. И в этом, похоже, он был прав - советские литературоведы, одно время усиленно раздувавшие антибуржуазный пафос "рассерженных", имели дело всего лишь с очередным журналистским мифом.

Как бы там ни было, для российских читателей Эмис ассоциируется с его первым романом. Всерьез относиться к "Счастливчику Джиму" сейчас уже невозможно.

По сравнению с этим музейным экспонатом "Девушка лет двадцати" выглядит, конечно же, свежее.

Итак, хипповатая Сильвия Мирз, семнадцатилетняя "чувиха" вскружила голову любвеобильному "папику" - прославленному на всю Англию дирижеру и композитору сэру Рою Вандервейну. Собственно, вокруг этой парочки и разворачивается основное действие романа. Воспылав пылкой страстью к девушке, годящейся ему в дочери, почтенный джентльмен безоглядно жертвует репутацией доброкачественного английского обывателя.

Но это еще полбеды.

Подлаживаясь под вкусы юной подружки и ее окружения, Вандервейн не по дням, а по часам левеет, причем не только в политических воззрениях, но и музыкальных пристрастиях - к ужасу своего верного друга, музыкального критика Дугласа Йенделла, от лица которого и ведется повествование. Прощая Вандервейну "пошлое фрондерство" - ламентации по поводу нищенской жизни народа в Британском Гондурасе, - Йенделл болезненно реагирует на его измену идеалам классической музыки: следуя модным поветриям, тот сочиняет экстравагантный концерт "Элевации # 9" для скрипки, ситара, бас-гитары и барабанчиков-бонго, каковой собирается самолично исполнить в сопровождении рок-группы "Свиньи на улице".

К радости язвительного повествователя исполнение "Элеваций" с треском проваливается: тусовочная публика оказалась неподготовленной к синтезу забойного рока с классической сонатной формой. К тому же в самый ответственный момент, когда "Свиньи" с грохотом и скрежетом выдали вступительные аккорды, выяснилось, что смычок Вандервейна смазан какой-то гадостью (проделки папаши Мирза!) - свою сольную партию композитору пришлось исполнять, взяв в качестве замены смычок от контрабаса. В довершение несчастий после провального концерта на злополучного рокера нападают явно кем-то науськанные подонки.

Впрочем, "Девушка лет двадцати" интересна не столько малокровным сюжетом, сколько яркими типажами: чего стоит хотя бы всем нам знакомый тип "чумовой фрилавщицы", представленный отвязной Сильвией Мирз, а также меткие социально-бытовые зарисовки и прекрасно переданная атмосфера Лондона конца 60-х - начала 70-х годов.

Молодежное движение и трескучая леворадикальная риторика, патлатые "дети цветов", самозабвенно предающиеся радостям "свободной любви", угарный быт лондонской тусовки, рок-концерты культовых групп, устраиваемые в бывшем трамвайном депо, - эти реалии, казалось бы, столь близкой, еще недавно столь сладостно манившей эпохи, отбрасывают на описываемые события волшебный свет и придают банальной истории о нелепо молодящемся, по уши влюбленном пожилом чудаке трогательное обаяние.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

Василий Церетели назначен директором Московского музея современного искусства

НГ-Культура

0
1421
Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Тасмания как остров и штат Австралийского Союза

Юрий Гуллер

Здесь уникальная природа и животные, которых нет больше нигде в мире

0
1492
Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Предприятия сокращают инвестиционные планы из-за неопределенности

Ольга Соловьева

Правительству РФ поручено подготовить комплексную программу восстановления пострадавшего приграничья

0
2016
Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Незамедлительное появление адвоката гарантирует только Конституция

Екатерина Трифонова

На юридическом форуме в Петербурге обсудили застаревшие проблемы исполнения законов

0
2483

Другие новости