0
1102
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Петит

Тэги: логинов, сборник


КАПРИЗНАЯ МОЗАИКА

Александр Логинов. Итальянское каприччо. – СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с.

Александр Логинов – поэт и прозаик, более двадцати лет живущий в Швейцарии. Родился же в Москве, в 1955 году, работал журналистом, сейчас служит в международной гуманитарной организации, автор книги стихов «Я ни с кем никогда не расстанусь». Сборник рассказов «Итальянское каприччо» – поистине каприз. Каприз автора-творца, постоянно меняющего как свои ипостаси, так и стиль повествования, будто со стороны наблюдающего за изгибами сюжетных линий, одинаково успешно апеллирующего как к классической традиции, так и к ультрасовременным реалиям.

Живой стиль, замешенный на донельзя осовремененном, но при этом изящном англо-русско-французском лексиконе, временами отдающий научно-популярной фантасмагорикой, невольно вызывает в памяти причудливое словесное полотно немецких романтиков. Здесь и виртуозные, достойные Новалиса метаморфозы, и ироничные, прямо-таки гоголевские намеки, и свифтовский сарказм, и лаконизм позднего Хемингуэя, и абсурдная логичность Кафки – Логинов жонглирует литературными стилями, как будто создает не рассказы с финалами подчас триллерского толка, а складывает мозаику из уже известного литературного материала, заставляя старинные черепки блестеть.

Вечная метафизическая идея двойственности, зыбкости реального в книге Логинова также дает беспроигрышный результат. Метаморфозы, к примеру, большого муравья из безвредной твари в инопланетную жуть, а шахматного чудика сначала в великого хирурга, а затем в мясника, иными словами, врача в палача, – лучшее подтверждение излюбленного сократовского принципа сомнения во всем. Этот же принцип лежит в основе еще одного характерного превращения. Баснословно богатый старик-профессор, на протяжении всего рассказа приводивший героев и, похоже, самого автора в восторг своей манерой изъясняться, вдруг объявляет себя тщеславным лгуном-неудачником, который на самом деле «горбатится за мизерабельное жалованье» (кстати, характерный пример логиновской игры со словом: «мизерабельное» – точный словесный сплав уже почти русского мизера и французского miserable – «нищенский, жалкий»). Причем «горбатится» этот несчастный старикашка в ни много ни мало эндиуорхоловском «Кэмпбелл'з Бэнк», который есть не то банк, не то банка со знаменитым супом Campbell's. Так, образ банка-банки наводит на воспоминания по меньшей мере о гётевском гомункуле, просуществовавшем в прозрачной емкости большую часть своей короткой жизни, или, например, об одном из сказочных героев Гофмана, заключенном в банку мстительным волшебником.

Таких примеров множество – звание гипертекстовости рассказы Логинова действительно заслуживают. Бесчисленные аллюзии и реминисценции, завуалированные цитаты, зашифрованные имена современников вовлекают читателя в своеобразную игру. Правда, игра эта предназначена для читателя, должным образом литературно подготовленного. Поскольку нарочитая витиеватость фраз, вкрапления неадаптированного испанского, итальянского, английского и французского текста, множество авторских неологизмов автоматически делают книгу непригодной для банального чтения в метро. Словом, тот редкий случай, когда сам процесс чтения оттесняет на второй план желание добраться до развязки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3249
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости