0
3129
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.04.2013 00:01:00

Третий Попов или Михаил Бут?

Тэги: михаил попов, книги


михаил попов, книги

Михаил Попов. Преображенская площадь: Повести и рассказы. 
– М.: Академика, 2012. – 480 с.

Михаил Попов. Серебряные веки: Стихотворения. 
– М.: Академика, 2010. – 80 с.

В 1970-е годы нам, студентам Литературного института, объясняли, что нормальное время продвижения книги к читателю – три, минимум два года. Тогда не было персональных компьютеров и Интернета, немногие в СССР агрегаты «Эра» – предтеча ксероксов –  находились под надзором сотрудников КГБ и т.д. Сегодня через ЖЖ и «ФСБ-ук» любой текст, в том числе в виде электронной книги, не только теоретически можно в течение дня сделать достоянием человечества, подавно России.
Серебряные веки: Стихотворения.
При этом поэтическая книга лауреата нескольких заметных и других литературных премий Михаила Попова попала мне в руки в начале текущего года, на титуле стоит: 2010, напечатана она фактически в 2011-м, а дальнейшая судьба тиража неведома даже автору. Не думаю, что более ласковая судьба предначертана сборнику повествовательной прозы Попова, итожащему его тридцатилетние труды на ниве искусства русского рассказывания. В эпоху тотальной информированности мы оказались тотально отчуждены от интересных нам и даже необходимых сочинений. Это небезнадежно, перспективы преодоления, опять-таки с помощью Интернета, брезжат, но пока так.
Издание этих книг Михаила Попова, за творчеством которого слежу много лет, вызвало размышление и о другой стороне продвижения авторского произведения к читателю. Этот носитель фамилии Попов работает в литературе, где очень заметны и заслуженно известны Попов Валерий Георгиевич, заглавие блистательной титульной повести которого, «Жизнь удалась», давно растаскано на банальные слоганы, и Попов Евгений Анатольевич, прорвавшийся через центрифугу коллективного «Метрополя» к собственному, мгновенно узнаваемому голосу. Казалось бы, и третий здесь – не лишний, а по нашей фольклорно-распивочной традиции – и необходимый. Но получается как-то так, что достоинства написанного Михаилом Поповым отдельно, а известность у читателей – отдельно.
Мысль моя боится выйти 
смелою,
но при этом жаждет 
быть свободною,
ничего, пожалуй, я не делаю
лишь тогда, когда вовсю 
работаю, –
пишет Попов в стихотворении «Жалобы», и в обозначенных им парадоксах, может, кроется объяснение происходящего, то есть, по сути, не происходящего с ним. По своей творческой природе Михаил Попов – эстет, словесный жонглер-эквилибрист. В его учебной мастерской сразу бросаются в глаза портреты Набокова, зарубежного мастера прозы ХХ века (лицо в стиле Арчимбольдо), классика мировой фантастики того же периода (мерцающая голограмма, подмигивающая то Лемом, то Шекли), но там же прямо на стене начертана цитата из Юрия Кузнецова, благословившего в 1989 году большую подборку стихотворений Попова: «…свой среди своих и чужих, но между тем – обособленный и сосредоточенный в себе самом и трудно обдумывающий житье-бытье».
Может быть, действительно разгадка книг Попова, ускользающих от раскрытых навстречу им рук читателя, именно в этом, нацеленно равнодушном его отношении к какому бы то ни было пиару. Постоянно и виртуозно играющий со словом в своих книгах, Михаил Попов не хочет поиграть на пользу продвижения написанного им.
В замечательной – вдруг от первого лица – повести Попова «Идея», которую по внешности можно назвать автобиографической, но таковой, зная изощренность игрового начала у Попова, не назову, читатель явно выводится на историю, согласно которой настоящая фамилия Попова – Бут, а Попов он по краткосрочному отчиму.
По-настоящему живы только те города,
где сносят памятники.
Иллюстрация из книги «Преображенская площадь»
А что, даже если это придумано, то со всех сторон неплохо. Представить только: в середине 1980-х в литературе появляется молодой Михаил Бут, а затем с этим именем выходит все то, что написал поэт и прозаик, нынешний Михаил Попов. И все издал не в каких-то полуслучайных издательствах и ежемесячниках, а на страницах флагманов главной российской литературной тусовки. Качество позволяет (а вариант возможен – сравните траекторию литературной судьбы Владислава Отрошенко). И как бы воспринимался в этом разе, например, творческий багаж лауреата премии Smirnoff-Букер Михаила Бутова, однажды крикнувшего в прямом эфире графоманам (а может, и не графоманам): «Писать надо уметь!»?!
А там, глядишь, и проза Михаила Бута в соотношении с прозой Валерия Попова и Евгения Попова читалась бы не так, как сейчас – прозой однофамильца, Михаила Попова (можно и перепутать), а в общем контексте повествовательно-игровой традиции в современной русской литературе.
Всё вокруг неудержимо 
вертится,
ничего при этом 
не случается.
Бог ведь есть, 
но плоховато верится.
Смерть страшна, 
а жизнь не получается.
Все тезисы этой рецензии легко проверить, прочитав обозначенные книги Михаила Попова. Могу обещать: скучно не будет. Если, конечно, для начала удастся их разыскать (см. начало).

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
1227
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
2455
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
3126
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
2377

Другие новости