0
1952
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

Встретились однажды Фонвизин и Довлатов и начали говорить о Слуцком

Тэги: серман, воспоминания


серман, воспоминания

Илья Серман. Свободные размышления: Воспоминания, статьи. 

– М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 368 с.

Илья Захарович Серман – известный исследователь русской литературы XVIII века. Он прожил долгую жизнь, 97 лет, так что нынешняя – к столетию ученого – книга, изданная «Новым литературным обозрением», кажется, еще дышит теплом авторского дыхания. Хотя под обложкой заботливо собранной книги – и статьи, написанные не так давно, и обрывочные мемуары – «Первые тридцать лет» и «Из воспоминаний о себе самом», которые Серман писал на протяжении многих лет, и считавшаяся потерянной давняя его работа – «Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина».

Известный, имеющий высокий научный авторитет Серман этот самый авторитет снискал как раз на ниве исследований русской литературы XVIII века, а в этой книге ученый касается тем, казалось бы, чрезвычайно удаленных от привычного его интересов. Тут и «Театр Сергея Довлатова», и «Мера времени Бориса Слуцкого». «Быть мерой времени – вот мера для стиха!» – отталкиваясь от этой строчки поэта, Серман погружается в размышления, где опыт прожитой жизни (не только «первых тридцати лет»), чувствуется, для автора важнее, чем знания о Фонвизине или Сумарокове. Это рассказ о личном постольку, поскольку в биографии ученого нашлось время и для отъезда, и для возвращения (в анекдотах таких однажды прозвали дважды евреями Советского Союза, хотя Серман уезжал из СССР, а вернулся обратно – уже в Россию). Серман выбирает Слуцкого, чтобы проартикулировать то, что поэтом запрятано во внутренние карманы и лишь изредка вынимается на свет Божий: «Можно назвать еще немало стихов Слуцкого, где нет слова «еврей», где речь идет о событиях общеисторического масштаба, но где мера времени у поэта своя – еврейская». Но все-таки больше места в книге – тому, чему и в жизни Серман посвятил времени и сил больше, чему он, собственно, жизнь и посвятил – старой русской литературе, в первую очередь XVIII века, хотя и более ранним вопросам тоже. Первая большая и по сию пору ценная статья – о литературно-эстетических интересах и литературной политике Петра I. Но равно интересны и воспоминания, где сиюминутные литературные и часто театральные впечатления опираются на знания «о былом». Мемуар о «Горе уму» Мейерхольда – сцене в столовой, где передают из уст в уста молву о безумии Чацкого, Серман превращает в искусствоведческий экзерсис научной догадкой о воспроизведении в этой сцене «Тайной вечери» Леонардо. В другом месте, правда, на минуту становится грустно, когда ученый, имеющий заслуженный авторитет, упоминает о спектакле Театра МГСПС и в скобках признается: «Не знаю, как расшифровывалось». Однако несколько страниц спустя это досадное для ученого простодушие заставляет забыть такое же, но уже жизненное воспоминание о простодушном и так и не реализованном желании стать стахановцем: Серман короткое время был рабочим на заводе «Знамя труда», и вот они втроем решили собрать к 1 Мая  три насоса сверх плана, собрали, но насосы потекли. 

Герои «Недоросля» веселят публику и сегодня. 	Фото с сайта Малого театра
Герои «Недоросля» веселят публику и сегодня.
Фото с сайта Малого театра

Работа о Петре и его литературных и театральных вкусах и предпочтениях, об искреннем желании царя приобщить народ к понятному искусству, а само искусство сделать понятным и прикладным («В представлении Петра слово должно было служить делу, прямо, без ухищрений и красот, вести к цели, объяснять и убеждать самим своим содержанием…») слишком очевидно напоминает наше нынешнее время, с той только разницей, что во всем остальном великих свершений сегодня мы не видим. 

А прекрасная и, как и прежняя, актуальная и ценная своими мыслями и замечаниями статья о Фонвизине, к сожалению, в самом начале содержит фактическую неточность: было грустно встретить у такого серьезного и настоящего ученого слова о том, что «трагедии Сумарокова и Княжнина  не пережили 1812 года», – ведь от Фонвизина не убудет, даже если быть точным: знаменитая трагедия Княжнина «Росслав» способствовала подъему национального духа, возбуждала патриотические чувства публики аж до 1820 года и всегда имела бешеный успех.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
411
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
449
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
280
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
182

Другие новости