0
5327
Газета Москва Печатная версия

19.02.2024 18:45:00

Москва делает ставку на рельсовый транспорт

Развитие центрального кольца, диаметров и беспилотных трамваев вписано в специальную программу до 2030 года

Тэги: москва, рельсовый транспорт, мцд 3, метро, реконструкция, модернизация


москва, рельсовый транспорт, мцд 3, метро, реконструкция, модернизация Пассажиры МЦД могут использовать и обычные станции, и новые городские вокзалы. Фото агентства «Москва»

За 6 месяцев работы Третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3) пассажиры совершили на нем более 60 млн поездок. Развитие рельсовых видов транспорта мэр Москвы Сергей Собянин назвал в числе приоритетов, обозначая 19 февраля главные задачи развития городской транспортной системы до 2030 года. В мегаполисе планируется внедрение беспилотного трамвая, также будет продолжено формирование сети городских вокзалов, связывающих МЦД с метрополитеном, трамваями, автобусами и поездами Московского центрального кольца (МЦК). Выполнение масштабной программы сделает поездки более комфортными и улучшит транспортные связи не только в Москве и столичном регионе, но и во всей Центральной России.

Движение по МЦД-3 стартовало в конце августа 2023 года – поезда соединили Зеленоград и Раменское. Пересадку с этого диаметра можно сделать на метро, МЦК и пригородные поезда. Протяженность линии составила 85 км, на ней расположены 38 станций. Предполагалось, что после запуска МЦД-3 в ее поезда пересядут пассажиры, которые ранее пользовались крайне загруженными Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиями метрополитена. По маршруту, следуя тактовому расписанию, курсируют современные поезда, среди которых восемь новых составов «Иволга 3.0». До конца года планируется ввести еще 25 новых составов, что позволит завершить обновление оставшихся поездов на маршрутах дальнего пригорода. Пассажирам удобны короткие интервалы движения между поездами, а также возможность бесплатной пересадки на МЦК и метро. За полгода жители 24 районов Москвы и четырех городов Московской области уже освоили новые маршруты и активно используют новую линию, совершив более 60 млн поездок. При этом пассажиры выполнили 10 млн бесплатных пересадок на метро и поезда Московского центрального кольца. Судя по статистике, МЦД-3, как и ожидалось, стала альтернативой метрополитену: например, ее действие позволило заметно разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию – там, на станции «Рязанский проспект», которая была очень многолюдной, стало на 12% свободнее.

Как уже сообщала «Независимая газета» (см. номер от 26.12.19), первые две линии Московских центральных диаметров начали работать в ноябре 2019 года. МЦД-1 Одинцово–Лобня соединяет Белорусское и Савеловское направления, а МЦД-2 Нахабино–Подольск – Рижское и Курское. МЦД-4 был запущен в сентябре 2023 года и стал самым протяженным в столице, его длина составила 86 км. Он связал семь центральных вокзалов – Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Сейчас диаметры – это линии протяженностью в 303 км, объединяющие 136 станций, в том числе 49 московских городских вокзалов. Горожан перевозят 398 поездов, 78% из которых современные. На МЦД-1 и МЦД-2 подвижной состав обновлен полностью, на МЦД-3 – на 70%, на МЦД-4 – на 53%. Каждый день пассажиры совершают по диаметрам до 1,3 млн поездок: 270 тыс. по МЦД-1, 350 тыс. по МЦД-2, 400 тыс. по МЦД-3, 230 тыс. по МЦД-4. Всего же с момента начала движения по МЦД пассажиры совершили более 725 млн поездок.

37-2-2480.jpg
В российской столице уже действует
«рельсовый каркас», который в ближайшие
годы будет укрепляться.
Фото агентства «Москва»
В процессе развития городской транспортной системы в Москве большое внимание уделяется созданию современных городских вокзалов, которые становятся пунктами для удобной пересадки пассажиров между различными видами транспорта. Иногда вокзалы строятся с нуля, а иногда появляются в результате серьезной модернизации уже существующих объектов. Например, в начале февраля завершилось обновление Белорусского вокзала, который тоже принимает поезда диаметров. Он является одним из важнейших пересадочных узлов в центре столицы, а также крупнейшим городским вокзалом на МЦД-1 и МЦД-4. На расположенной перед ним площади сходятся четыре линии «рельсового каркаса», среди которых МЦД-1, МЦД-4, Кольцевая и Замоскворецкая линии метро, а также два трамвайных маршрута. А еще на вокзал приходят поезда дальнего следования и экспрессы из аэропорта Шереметьево.

В нынешнем году на границе районов Сокольники и Красносельский откроется еще один московский городской вокзал МЦД-3 – Митьково. Там пассажиры смогут быстро пересаживаться на Большую кольцевую и Сокольническую линии метро, а также на наземный городской транспорт. Планируется, что уже в 2024 году этим вокзалом будут пользоваться 6600 пассажиров в сутки. Митьково будет 39-й станцией на МЦД-3 и 81-м городским вокзалом на действующих диаметрах и Московском центральном кольце.

В перспективе московский общественный транспорт должен стать еще более удобным для горожан. Мэр Сергей Собянин 19 февраля рассказал о приоритетных направлениях развития транспортной системы до 2030 года, по которым городские власти будут работать в рамках специальной масштабной программы. «В числе приоритетных задач – постоянно повышать комфорт пассажиров, – заявил Собянин. – Поэтому в Москве продолжится обновление подвижного состава. Также будет развиваться сеть московских городских вокзалов, чтобы пассажиры всего за несколько минут смогли пересаживаться на разные виды транспорта. Ведется работа по повышению пешеходной доступности новых кварталов, чтобы создать быстрые маршруты напрямую к станциям от жилых комплексов. Город будет больше использовать современные технологии в транспортной сфере, в том числе для развития беспилотного трамвая».

В первую очередь в ближайшие годы большое внимание планируется уделять развитию «рельсового каркаса» столицы, который составляют метрополитен, Московские центральные диаметры и городской трамвай. Проекты, которые были начаты в этой сфере, продолжатся, при этом планируется существенно расширить территории, на которых ведутся работы. «Сначала мы развивали рельсовый транспорт в границах Москвы. Затем проект охватил ближайшие города Подмосковья, результатом чего стали четыре диаметра МЦД. В 2024–2030 годах речь пойдет о развитии рельсового каркаса всего Центрального транспортного узла (Москва, Московская область, + близлежащие регионы), а также о создании сети высокоскоростных магистралей», – отметил Собянин.

По его словам, до 2030 года в Москве будут открыты три новые линии метро – Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Начнут работать 48 станций «рельсового каркаса», в числе которых 39 новых станций метро и 9 новых или реконструированных станций МЦД. Также городские власти примут решение о включении в тарифную систему московского транспорта Ярославского и Павелецкого направлений железной дороги. После включения в нее еще 39 станций билетная система столичного транспорта охватит все пригородные направления. В результате у пассажиров появится гораздо больше возможностей составлять удобные маршруты и экономить на проезде.

Кроме того, на всем Центральном транспортном узле к 2030 году планируют организовать тактовое движение поездов – составы, связывающие столицу с областными центрами и крупнейшими городами Центральной России, будут ходить в шесть раз чаще, отмечает Собянин.

Продолжится реконструкция и модернизация пересадочных пунктов – в результате 125 станций МЦД и Московского центрального кольца станут соответствовать стандарту столичного городского вокзала.

Еще один амбициозный проект – развитие высокоскоростной магистрали ВСМ-1, которая соединит Москву и Санкт-Петербург. Проект будет выполняться столичными властями совместно с правительством РФ, компанией «РЖД», Сбером и администрациями сразу нескольких регионов. Запуск движения ВСМ-1 по маршруту «Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург» позволит сократить время в пути между Москвой и Северной столицей с 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут.

Как отмечает Сергей Собянин, выполнение программы позволит создать новую транспортную реальность для 31 млн человек. В их число войдут не только обитатели Москвы, но и всей Центральной России, а также 8,8 млн жителей Северо-Западного транспортного узла. 


Читайте также


Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
2620
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
3271
Программа реновации в Академическом районе Москвы выполняется максимально эффективно

Программа реновации в Академическом районе Москвы выполняется максимально эффективно

Татьяна Астафьева

Переехать в комфортное современное жилье могут не только собственники квартир

0
1027
В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

В Германии покусились на зеленый поворот и пенсионную систему

Олег Никифоров

Свободные демократы требуют модернизировать курс правительства

0
2058

Другие новости