0
2388
Газета Non-fiction Интернет-версия

01.08.2013 00:01:00

Негромкие тайны

Тэги: советская фантастика, истоки


Советская история, кажется, перекопана исследователями уже вдоль и поперек. Уже вроде бы все «страшные» тайны времен СССР извлечены из-под спуда архивов и преданы публичности в виде разоблачительных статей и сенсационных книг. Секреты близки к исчерпанию, интерес читателя к реальным фактам прошлого стал ослабевать. Результат: в книгах (да и в фильмах) советское прошлое все чаще предстает в виде фэнтези.
Но в действительности неизвестные и неизученные факты не исчерпались. Просто кончилось то, что лежит на поверхности. И то, что связано с широко известными персонами – в первую очередь политиками, актерами. Однако подлинно драматические, невероятные истории случались и с обычными людьми, с теми, у кого на поверхностный взгляд ничего особенного в жизни не случалось. А присмотришься, и окажется, что скромная ленинградская переводчица-надомница «из бывших», собеседница Ахматовой и подруга Замятина в другой своей жизни – начальник угрозыска на железной дороге и агент-информатор НКВД с солидным стажем. И ее записки, хранимые в дореволюционном комоде, чудом уцелевшем в блокаду, – не какой-нибудь банальный дамский дневничок, а полнокровное литературное произведение, яркий человеческий документ, набросок увлекательного (и, увы, ненаписанного ею) романа.
Или окажется, что правоверный советский классик фантастики и приключений Александр Беляев – попович, семинарист, лицеист и присяжный поверенный, автор статей в газетах врангелевского Крыма. Сюжеты же своих романов, на которых выросло не одно поколение читателей в СССР, он черпал из Библии, богословских трактатов и французской конспирологической беллетристики. Даже в названии звезды «Кэц» Беляев зашифровал слово, переведенное с древнееврейского – хорошо знакомого ему, семинаристу, языка. И вопрос о том, умер писатель в голодном оккупированном Царском Селе или тайком ушел с немцами, благо жена имела шведские корни, оставался открытым для чекистов вплоть до середины 50-х годов.
В истории русской литературы и окололитературной жизни ХХ века полным-полно таких сюжетов. Нужно только, не довольствуясь поверхностным изучением биографий и творчества, копнуть глубже. Тогда и дневник «незнаменитой» женщины, и жизнеописание беллетриста, с которым вроде бы все ясно, станут увлекательнее иного романа.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
1145
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
1080
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
1007
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
1235

Другие новости