0
3398
Газета Non-fiction Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

Ковбой в пенсне

Жизнь президента Рузвельта в боксерской стойке

Тэги: теодор рузвельт, история, политика, биография, борьба, ковбои, индейцы, джордж вашингтон, томас джефферсон, авраам линкольн, виннипух


12-15-11.jpg

Леонид Спивак. Река Теодора – М.: Москва, 2018. – 212 с.

Не пытайтесь пересчитать таланты и достоинства Теодора Рузвельта (1858-1919) – не хватит пальцев на руках и ногах. Политик, публицист, оратор, боксер, скотовод, натуралист, азартный охотник и… защитник дикой природы, борец против расовой дискриминации, дипломат-миротворец, «страшный сон» потерявших контроль над собственной алчностью финансовых олигархов и прочая, и прочая, и прочая. Как писал известный поэт: «Гвозди бы делать из этих людей…»

Гвозди из Теодора Рузвельта не сделали, а вот каменный портрет на склоне горы Рашмор рядом с барельефными ликами Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна высекли. Но главный «памятник» 26-му президенту США – Teddy-bear, плюшевый мишка (привет Винни Пуху и его «папе» писателю Алану Милну, попавшему под очарование мягкого создания с глазами-пуговицами!) Эта знаменитая игрушка появилась благодаря поступку президента, подробно описанному на страницах книги Леонида Спивака. Легендарный случай с медведем – лишь небольшой эпизод из бесконечной вереницы взлетов и падений, выпавших на долю несгибаемого политика. Выстрела в грудь, полученного Рузвельтом на встрече со своими избирателями, обычному человеку хватило бы, чтобы завязать с политикой навсегда. Однако «разрушитель трестов» уже в день покушения умудрился продолжить свою речь, стоя в окровавленной рубашке, с застрявшим в груди свинцом.

Президент-личность Теодор Рузвельт.	Фото 1912 года
Президент-личность Теодор Рузвельт. Фото 1912 года

Этот человек явно искал самые непростые пути, проложенные через непроходимый жизненный бурелом. Безумный поход в дикие джунгли Бразилии, совершенный Теодором Рузвельтом по выходе на пенсию, выбран Леонидом Спиваком в качестве аллегории жизненного пути героя. Автор пошагово, будто сам находился там, описал смертельно опасное путешествие экс-президента, заставив читателя вспомнить золотой век приключенческо-географических романов Джеймса Фенимора Купера, Генри Райдера Хаггарда и Луи Буссенара. Хотя сам драматизм судьбы Рузвельта и его «бегства в джунгли» ближе к романтической героике произведений Джека Лондона.

Не полюбить Теодора Рузвельта, изображенного Леонидом Спиваком, невозможно. Со страниц книги, написанной в очень гладкой, сдержанной, несуетливой тональности, смотрит человек из дворовых фантазий на тему «индейцев» и «ковбойцев». Он весь состоит из атрибутов мальчишества: боксерские перчатки, винтовка-карабин, пробковый шлем, удостоверение полицейского начальника, штаны с бахромой, мачете, каноэ. Кстати, одно из прозвищ Рузвельта – «ковбой в пенсне» – невольно вытягивает из глубин памяти читателя образ российского аналога президента, толстого, неуклюжего кавалериста-очкарика Исаака Бабеля, участвовавшего в рубках Гражданской войны. Но, конечно, фигура Теодора Рузвельта интересна прежде всего не «пацанской романтикой», а своим наследием в контексте политической истории мира: в нее он вписал несколько важных страниц, например, участвуя в сложнейших переговорах о перемирии России и Японии в 1905 году.

Книга Спивака, знакомящая во всех подробностях не только с бурной биографией героя, но и с его энергичной эпохой, представляет собой тонкий намек на толстое обстоятельство: были времена, когда президенты много читали и прекрасно (сами!) писали, стреляли с бедра и попадали в цель, несмотря на слабое зрение, не боялись ходить без охраны и смело направлялись в суд отбиваться от исков своих состоятельных недоброжелателей. Иначе говоря, когда-то на свете жили президенты-личности, а не президенты-функционеры и президенты – скандальные инфоповоды. Поведение и характер Теодора Рузвельта сегодня бы назвали продукцией имиджмейкеров и политтехнологов. Но в те времена, если верить Леониду Спиваку, имидж лидера и сам лидер представляли собой единое целое, что сегодня представляется невероятным явлением.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрдоган начинает эксперимент над страной

Эрдоган начинает эксперимент над страной

Геннадий Петров

Власть в Турции все больше сосредотачивается в одних руках

0
360
Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков

Принцип ответственности защищать (Responsibility to Protect – R2P) разрушает международно-правовую определенность и актуальное мироустройство

0
1086
Повстанцы в Колумбии набирают силу

Повстанцы в Колумбии набирают силу

Надежда Мельникова

Меры президента Густаво Петро, направленные на установление мира в стране, сделали ситуацию только хуже

0
2182
Так говорил Клим Самгин

Так говорил Клим Самгин

Игорь Шумейко

Горький и Ницше: сверхчеловек и буревестник

0
1693

Другие новости