0
4264
Газета Non-fiction Печатная версия

24.02.2021 20:30:00

«Прекрасная эпоха» Александра III

Император был не только современником, но и активным участником культурного процесса

Тэги: история, россия, александр iii, меценатство, искусство, литература, наука, фаберже, русский музей, достоевский, толстой, репин, крамской, чайковский, римскийкорсаков


7-15-2480.jpg
Меценат, коллекционер, император и человек.
Николай Сверчков. Александр III. 1881.
Русский музей
В нашей исторической памяти за двумя периодами расцвета русской культуры справедливо закрепились названия «Золотой век» и «Серебряный век». А вот лежащая между ними эпоха не удостоилась какого-либо общепринятого обозначения, хотя в этот период в России творили Чайковский и Римский-Корсаков, Толстой и Достоевский, Тургенев и Чехов, Репин и Крамской… Именно эти последние десятилетия XIX века, которые совпали со временем царствования императора Александра III, ознаменовались высочайшими достижениями русской культуры и заслужили признание во всем мире как одно из уникальных явлений в истории человечества, сопоставимых по значению с эпохой античной Греции или европейского Возрождения…

Французы назвали хронологически соответствующую эпоху в своей стране belle époque, или «прекрасная эпоха». У нас же под влиянием 70-летнего идеологического диктата наша «прекрасная эпоха» получила в советской историографии одностороннее и посему совершенно превратное освещение. Голодные крестьяне, изможденные рабочие, полицейский произвол, каторга и ссылка, цари-сатрапы – вот те мрачные картины, которые определяли ее восприятие у целых поколений. К сожалению, подобные негативные стереотипы о русском прошлом не преодолены до конца и сегодня. В отличие от других народов мы по-прежнему стесняемся употреблять превосходные степени применительно к своей стране и своей истории. «Прекрасная эпоха» может быть где угодно, только не у нас. А ведь и в античной Греции было рабство, и в ренессансной Европе процветали всевозможные пороки, пылали костры инквизиции и трудящиеся подвергались эксплуатации, что, однако, ничуть не мешает нам восхищаться великими свершениями тех времен…

Современными российскими историками сделано уже немало для расчистки наслоений пропагандистской пыли и копоти с образа эпохи Александра III. Ценным вкладом в работу восстановления исторической истины и справедливости, несомненно, станет и книга Юлии Кудриной.

7-15-11250.jpg
Юлия Кудрина. Державный
покровитель наук и искусств.
Культурная политика
Александра III.– М.: Русский
издательский центр имени
Святого Василия Великого,
2020. – 634 с.
Книга возвращает нам подлинного Александра III – мецената, коллекционера, человека, стоявшего в самом центре культурной жизни страны. Досконально исследованы в книге Кудриной взаимоотношения, подчас непростые, императора с гениальными современниками – от Достоевского и Толстого до Репина и Чайковского. Автор показывает, что Александр III был не только современником, но и активным участником культурного процесса «прекрасной эпохи», лично задавал «тренды» развития разных отраслей искусства и науки. Примеров тому немало. Так, результатом сотрудничества императора и фирмы Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца, которые до сих пор являются эталоном ювелирного искусства. Или архитектурный «русский стиль», сформировавшийся в решающей степени под влиянием вкусов и взглядов Александра III и некогда вызывавший насмешки «прогрессивно мыслящей» общественности, оказался, как стало понятно теперь, единственным поистине национально-самобытным явлением в отечественной архитектуре за всю историю императорского периода. Коллекция произведений искусства, которую Александр III собирал всю жизнь, положила основание одному из крупнейших музеев мира – Русскому музею…

Нельзя не отметить, что книга написана профессиональным историком, искусившимся в многолетних архивных поисках, и опытным мастером, прекрасно владеющим литературным языком и умеющим богатый документальный материал изложить ярко и увлекательно.

И последнее (но не последнее по важности). Издание снабжено богатейшим иллюстративным материалом. Едва ли не половину объема тома занимают вклейки с высококачественными цветными иллюстрациями, на которых изображено практически все то, о чем повествует книга. В самом тексте также множество черно-белых иллюстраций, так что читатель может не только услышать, но и увидеть. Прекрасная книга. Прекрасная эпоха.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Независимая газета". Итоги 2025 года

0
1685
3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

Некоторые фразы из книги участники литпроцесса восприняли чуть ли не как оппозиционные

0
1404
3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

Политические события в сериале Кончаловского были  лишь фоном для любовных и криминальных интриг

0
842
3. Неполиткорректный генетик Джеймс Уотсон

3. Неполиткорректный генетик Джеймс Уотсон

Первооткрыватель структуры ДНК был гениальным ученым и остроумным циником

0
1155