0
3069
Газета Non-fiction Печатная версия

07.02.2024 20:30:00

В следующем году – в Иерусалиме

Сионистская мечта не только увенчалась успехом, но и стала рутиной

Тэги: история, израиль


5-14-1480.jpg
Не все мечтали об Израиле. Но он все равно
уже есть... Василий Верещагин.
Два еврея. 1883–1884. ГТГ
Вы верите в синхроничность? А в конспирологию? Ну хотя бы в заговор рептилоидов-то? Я скорее нет, но иногда некоторые слишком уж подозрительные «совпадения» заставляют призадуматься. Только слепоглухонемой или отринувший мир аскет не слышал о кошмаре 7 октября прошлого года. Но мало кто посмотрел фильм «Голда. Судный день», посвященный похожим событиям пятидесятилетней давности. Фильм вышел в прокат 25 августа 2023 года, а в России премьера состоялась и вовсе за месяц до октябрьского ужаса, 7 сентября. Мало замеченным для публики остался и выход русского перевода книги Аниты Шапиры «История Израиля». При буквальной увесистости 650-страничного тома большого формата его тираж составляет 2 тыс. экземпляров. Хотя одних только российских евреев будет намного больше, а сколько еще найдется сочувствующих, интересующихся?

Автор – почетный профессор в Тель-Авивском университете, основатель исследовательского центра, лауреат нескольких премий за различные книги. Анита Шапира скрупулезно и доходчиво повествует о пути, на котором евреи обрели свое государство, от возникновения сионизма в конце XIX века вплоть до событий начала века XXI. Книга была закончена и опубликована в 2012 году. Недавние события дополнили бы ее самым актуальным материалом, но для понимания и знания того, зачем и почему евреям понадобилось свое государство и как в итоге оно оказалось в сегодняшней ситуации, материала более чем достаточно.

Несмотря на то что хотя бы немного искушенным читателям автор и не сулит каких-то неожиданных открытий или внезапных прозрений, множество мелких и не очень деталей придают всей исторической панораме значительно более широкий обзор и насыщают ее многоцветным колоритом. Много нового почерпнул из книги и автор этих строк. Например, с удивлением узнал, что сионистским идеям в самом начале противостояли все кто только мог, от религиозных ультраортодоксов до революционеров и капиталистов.

5-14-12250.jpg
Анита Шапира. История Израиля:
от истоков сионистского
движения до интифады начала
XXI века / Пер. с англ.
И.В. Печенина; под ред.
К. Могаричева. – М.: Колибри,
Азбука-Аттикус, 2023. – 656 с.
Или о сложных романтических или мелодраматических отношениях строителей Израиля с Россией и русскими. В первый раз, в самом начале XX века, наивных первопроходцев постиг крах надежд – русские революционеры не защитили их от погромов. Второй раз, уже полвека спустя, израильские социалисты все так же верили в праведность Страны Советов, до тех пор пока не произошли события в Чехословакии. Однако странная мода на русские песни, книги и т.д., возможно, сыграла свою роль – ведь без неожиданной поддержки Сталиным Израиля могло бы и не случиться.

Наконец, был разрушен и такой популярный миф, в который верил и я сам: «Не Холокост привел к созданию государства; государство было создано, несмотря на эту Катастрофу», и далее: «Государство Израиль стало символом еврейского народа, продолжающего жить, несмотря на Катастрофу, концентрированным выражением жажды жизни и жизнеспособности нации, находившейся на грани уничтожения».

Анита Шапира не забывает отметить и все неприятности, просчеты, ошибки и даже преступления отдельных персонажей и государств, всю многообразность и сложность этой удивительной истории.

Отмечу недостаточное, на мой взгляд, внимание, уделенное автору религиозной составляющей истории государства. При известной значимости его в еврейской истории упоминается он лишь в ряду прочих и не удостоен отдельной главы. А премьерству Бегина например, посвящено целых 50 страниц. На фоне этой бреши совсем уж незначительными кажутся такие мелочи, как некоторая занудливость повествования, неразборчивые в большинстве своем карты и какая-то совершенно невнятная, бестолковая вклейка иллюстраций.

Думаю, можно простить автору это небольшое недоразумение. А в качестве своеобразного критического итога книги подойдет, например, эта цитата: «…расстояние, пройденное сионистским начинанием от поэмы начала XX века о сыне, новом еврее, восставшем против своих родителей, до песни поколения конца XX века тотального, хотя и тревожного принятия безмятежности настоящего демонстрирует, что сионистская революция не только увенчалась успехом, но и стала рутиной».

Мне же по прочтении книги вспоминается пасхальное пожелание-благословение: «В следующем году – в Иерусалиме!» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Америка шокирована пропалестинским бунтом в университетах

Данила Моисеев

Байден старается не говорить лишнего, чтобы не раздражать свой электорат

0
966
Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
540
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
2578
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
4227

Другие новости