0
261
Газета Поэзия Печатная версия

16.07.2025 20:30:00

Ах, Богемия, ах, горы…

Стихи Михаила Рахунова – это тексты того, кто счастлив

Тэги: поэзия, лирика, философия


25-14-1480.jpg
Летает ласточка…  Джон Генри Лоример.
Полет ласточки. 1906. Музеи и Галереи,
Эдинбург
«Негасимый свет вечерний» – это шестая книга Михаила Рахунова, своеобразное избранное, самое, что называется, свое. Сущностное, зерновое, и небесное. «Негасимый свет вечерний» – тихо звучат эти слова. И перед нами встает мир, празднично и волшебно вращающийся калейдоскопом красок, цветов и их оттенков. Полновесно льются стихи, естественные, как ливень в июле, как запах укропа в огороде. Поэт демонстрирует хорошую жадность к жизни, а также изощренность глазомера:

Вся покрыта осенними

листьями

Отдыхает под вечер земля,

И стоят, будто вечные

истины,

Вдоль дороги лесной тополя.

По вечернему небу подковою

Белый парус – кораблик

плывет.

Это облачко формою новою

Нам себя навсегда раздает.

Дышит земля, покрытая узором листьев, словно интеллектуальным орнаментом слов. Поэт прав: деревья действительно связаны с вечностью. Счастливо и щедро мелькнувшее облачко становится символом чистоты. Взгляд Рахунова концентрируется на самых разных мирах. Вот возникает лоскутная Австро-Венгрия. Она огромна, и стихотворение «Памяти Австрийской империи» (с посвящением Евгению Витковскому) полно колоритных подробностей:

Говорящий безупречно

по-немецки господин

Коротает поздний вечер,

он несчастен, он один,

Его усики, как спицы

или стрелки у часов,

У него глаза лисицы, в сердце

– дверка на засов.

Нет, ему не улыбнуться:

трость, перчатки, котелок,

Чашка чая, торт на блюдце,

очень медленный глоток.

Ах, Богемия, ах, горы, далеко

до Мировой,

В город Вену мчит нас

скорый, бьет на стыках

чардаш свой.

Михаил Рахунов нежен со словами. Каждое слов он рассматривает его, любуясь его гранями. Его поэзия подробна. В конце концов, и мир состоит из деталей:

Марокканский еврей курит

пряный кальян,

Он сидит на полу

на подстилке протертой.

Ты его пожалей, он бездомен

и пьян,

У него нет жены и товаров

из Порты.

В стихах Рахунова замечательная звукопись. Буквы перемигиваются. Острые «р» вспыхивают огоньками, а «п» показывает богатые возможности музыкальности русской речи. Поэзия Михаила Рахунова исполнена движения. Здесь и машины, и птицы, все мчится, мир живет движением. Поэзия Рахунова, на мой взгляд, – это поэзия счастливого человека. Он словно пронизан миром, солнцем и небом. Но радостное принятие мира не отменяет ни усталости, ни печали.

На грани выдоха и вдоха

Под облаками над землей

Летает ласточка-дуреха,

Вновь опьяненная весной.

А где весна? В своей печали

Деревья голые черны,

Они, продрогшие, устали

Ждать появления весны.

Но вышло солнце, воздух

светел,

Заголубел небесный свод,

И над прудом пронесся ветер,

Чуть слышно выдохнув:

«Идет!»

25-14-12250.jpg
Михаил Рахунов. Негасимый свет
вечерний. 135 стихотворений. –
Чикаго: POEZIA. US, 2024. –
106 с.
Здесь перед нами сразу и жизнь, и смерть. Да, последнюю не исключить, но поэзия – это своеобразная победа над нею. Финал стихотворения «Похороны» вселяет надежду и сомнения: может, и смерти никакой нет?

Ползут лимузины один

за другим

Сквозь толпы зевак,

И первым с поверженным

телом твоим

Плывет катафалк.

Двадцатый ли век, двадцать

первый ли век,

Узнаешь ли здесь,

Поскольку не может еще

человек

Воскликнуть: «Я есмь!»

Рулит, как положено,

доблестный люд –

Вся местная знать,

И знают они, что они все

умрут,

А впрочем, как знать…

Трепетное отношение к поэзии определяет мировоззрение и мирочувствование Рахунова:

И стих, бесконечный

и тонкий,

Бежит за строкою строка,

Как будто бы острой иголкой

Незримая пишет рука.

Так вот почему ты такая,

Поэзия! Вот почему

Мы долго глядим, не мигая,

В бескрайнюю звездную

тьму!

И, бредя заведомым раем,

Мы знаем уже навсегда

Какую мы книгу читаем,

Где каждая буква – звезда.

Кажется, что именно гравировальной иглой передает поэт реальность мира. Впрочем, он использует разные техники. Здесь, например, перед нами масляная живопись:

Кое-что произошло вмиг

и окончательно,

Побежал, растаяв, снег,

превратившись в лужицу,

Расстелил себя асфальт

черной влажной скатертью,

А над ним во всей красе

солнце-мячик кружится.

А здесь акварель. Ее нежные разводы-размывы:

За окном белеет иней,

Дождь идет, стучит

по крыше,

Одинокой краской синей

Горизонт далекий вышит.

Регулярный рифмованный стих поэт перемежает верлибром:

Старость состоит

из разнокалиберной мебели,

потертых ковров

и пахнущих плесенью книг

в тяжелых переплетах.

Да еще из кресла-качалки

и полевого бинокля,

который почему-то стоит

на столе.

Этот верлибр внешне легок, но содержательно, конечно, он трагичен:

И было слово.

И растворилась оно в потоке

прений.

И превратилось слово в крик.

В крик птицы,

подстреленной охотником.

Было мудрое слово.

Слово, создающее миры.

Но превратилось слово

в крик птицы.

Прощай, слово.

От тебя не осталось

даже эха...

Да, слово свято. Хотя между словом, которым был сотворен мир, и словами, которые используют люди, – бездна. Слово заболтано и замарано. Но трагическое содержание верлибра не оставляет тяжелого послевкусия. Все равно каждый стих его светел.

В поэзии Рахунова много и метафизики, Сила и ее укрощение. Тигрица и ее укротительница.

Укротили тигрицу;

тигрица присела,

Стала руку лизать, ту,

что била кнутом;

Рядом в шортах девица –

упругое тело,

Униформы, софиты, галдеж

и содом.

Вот такие дела, где здесь

гордость и сила,

Где заветные джунгли,

контур радужных скал...

Что за странная сила тебя

укротила,

Молодая тигрица,

равнодушный оскал?

Действительность проливается в слово и возвращается стихами:

До восьми поваляюсь

в постели,

Ощутив свое тело едва,

Чтобы грезы ночные поспели

И пролились, живые, в слова.

Длинная строка включает множество деталей и свидетельствует о ненасытном аппетите к жизни:

Пустых собиратель бутылок в пальто и поношенной шляпе,

В карманах какие-то тряпки, небрит, не ухожен, не кормлен,

Сидит на скамейке угрюмо, недели как две, видно, запил,

Мычит, обращаясь к прохожим, такой себе старенький гоблин.

О стихах Рахунова говорили Бахыт Кенжеев и Сергей Юрский. Знаменитый актер называет Рахунова большим поэтом. Думаю, вполне заслуженно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бить копытом и скакать

Бить копытом и скакать

Зиновий Вальшонок

Фрагменты из поэмы «Цирк человеческий»

0
324
Магия белого. Любопытные истории из серии "Однажды на уроке изобразительного искусства"

Магия белого. Любопытные истории из серии "Однажды на уроке изобразительного искусства"

Ольга Добрицына

0
2095
Просто быть рядом

Просто быть рядом

Рада Полищук

Рассказы Надежды Ажгихиной – они про чудо, которое может произойти, если не оставлять надежду

0
635
Удушливая топь невыкрикнутости

Удушливая топь невыкрикнутости

Ирина Соловей

Борис Левит-Броун не популярный автор, а писатель для разговора с настоящим читателем

0
628

Другие новости